Аэропорт Иркутска не справляется с пассажиропотоком, самолеты стоят в очереди, чтобы «выгрузить» пассажиров

4 минуты
Места для нового аэропорта Иркутска нет, временный терминал не могут ввести в эксплуатацию
Аэропорт Иркутска не справляется с пассажиропотоком, самолеты стоят в очереди, чтобы «выгрузить» пассажиров
Аэропорт «Иркутск» – главные ворота на Байкал – ключевой транспортный узел, соединяющий регион с различными уголками России и мира. Но аэровокзальный комплекс функционирует за пределами расчетной нагрузки в 1,5 – 2 миллиона пассажиров в год. Особенно нехватка пространства ощущается в зоне выдачи багажа. Площадь зоны выдачи багажа составляет 284 кв.м, а время ожидания багажа превышает 30 минут. Пассажирам приходиться ждать в самолётах, когда освободится место в аэропорту. 

По этому поводу в начале февраля высказался иркутский блогер Александр Откидач в своем Telegram-канале. «Пилот самолёта грустно сообщил, что аэропорт Иркутск не может нас принять, потому что переполнен», – пишет Александр в посте. 


Фото: скрин поста Telegram-канала (Откидач. Иркутск. Сибирь. Россия)

По итогам 2024 года пассажиропоток аэропорта Иркутск достиг 3 957 029 человек. Из них 689 243 путешественника воспользовались международными рейсами, а 3 267 786 – внутренними. Для понимания динамики роста: в 2020 году пассажиропоток составил – 1,3 миллиона человек, 2021 год из-за пандемии просел – 143,5 тысячи человек, 2022 год – 2,6 миллиона человек, 2023 год – 3,7 миллиона человек. Растет популярность турпоездок на Байкал, но условия приема гостей не соответствует туристическим ожиданиям. Пропускная способность аэропорта внутренних линий составляет 800 пассажиров в час.

История аэропорта и проблемы

Официальной датой основания иркутского аэропорта считается 24 июня 1925 года, когда на аэродроме в районе деревни Боково приземлились шесть самолетов, выполнявших перелет по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. 30 декабря 1954 года аэропорту Иркутск был присвоен статус международного.  Здание современного аэропорта было построено в 1976 году. Аэровокзал для международных линий реконструировали в девяностые. Местные жители сравнивают международный терминал с деревенским домом культуры.  


Фото: Международный терминал Источник фото: Anton Bannikov 

Иркутский аэропорт находится в центре города, что не позволяет делать масштабные реконструкции и расширять авианаправления. В октябре 2024 года обсуждался перенос аэропорта в деревню Позднякова или в падь Ключевая. Строительство оценили в 200 миллиардов рублей. Но губернатор Иркутской области сообщил, что площадку не утвердили на уровне правительства страны.

Введение временного терминала в эксплуатацию должно было улучшить обслуживание пассажиров и разгрузить существующую инфраструктуру. Однако проект столкнулся с серьезными препятствиями, главным из которых стали судебные разбирательства, инициированные Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой.


Фото: Терминал Иркутск Источник: ГК БайкалСтройКомплекс

Судебные разбирательства вокруг нового терминала

Площадь терминала – 2,6 тысячи кв.м. В новом строение есть зоны прилета, выдачи багажа пассажирам и зоны ожидания. Его построили за год, стоимость составила 600 миллионов рублей. Прокуратура утверждает, что строительство временного терминала велось с нарушением ряда норм Градостроительного и Гражданского кодексов РФ.

Среди основных претензий:

  • отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • отсутствие разрешения на строительство;
  • неуведомление органа государственного строительного надзора о начале строительства;
  • отступление от технического задания.

«В обоснование заявления Прокуратура указывает на необходимость принятия мер ввиду обстоятельств, свидетельствующих о создании угрозы здоровью, жизни пассажиров и иных негативных последствий. Спорный павильон имеет признаки капитального объекта, строительство которого осуществляется с нарушениями», – написано в заявлении прокуратуры.

В связи с этим было подано заявление в Арбитражный суд Иркутской области с требованием запретить ввод терминала в эксплуатацию до устранения всех нарушений. 

Позиция иркутского аэропорта

Руководство АО «Международный аэропорт Иркутск» не согласилось с претензиями прокуратуры и подало встречный иск, настаивая на том, что здание является временным сооружением модульного типа, соответствующим всем необходимым нормам и правилам. Была проведена независимая экспертиза, подтвердившая соответствие строительства требованиям для данного типа зданий. 


Фото: строительство Источник: ГК БайкалСтройКомплекс

Решения суда

В ноябре 2024 года Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил заявление прокуратуры и запретил ввод нового терминала в эксплуатацию до вступления в силу окончательного судебного акта. Однако позже, после рассмотрения встречного иска аэропорта и представленных доказательств, суд отменил ранее наложенный запрет, признав претензии прокуратуры недействительными. Решение суда основывалось на заключении независимой экспертизы, признающей временный характер здания. 


Фото: терминал внутри Источник: ГК БайкалСтройКомплекс

Текущая ситуация 

Несмотря на отмену запрета, ситуация остается неопределенной. Байкало-Ангарская транспортная прокуратура имеет право обжаловать решение суда в течение месяца. До окончательного разрешения спора ввод нового терминала в эксплуатацию откладывается на неопределенный срок. 

Пока судебные разбирательства продолжаются, пассажирам остается надеяться на скорейшее разрешение конфликта и улучшение условий обслуживания в аэропорту. А аэропорту выстоять от наплыва людей и не рухнуть до открытия нового терминала. 

Главное фото: ГК БайкалСтройКомплекс