
Содержание
По этому поводу в начале февраля высказался иркутский блогер Александр Откидач в своем Telegram-канале. «Пилот самолёта грустно сообщил, что аэропорт Иркутск не может нас принять, потому что переполнен», – пишет Александр в посте.

Фото: скрин поста Telegram-канала (Откидач. Иркутск. Сибирь. Россия)
По итогам 2024 года пассажиропоток аэропорта Иркутск достиг 3 957 029 человек. Из них 689 243 путешественника воспользовались международными рейсами, а 3 267 786 – внутренними. Для понимания динамики роста: в 2020 году пассажиропоток составил – 1,3 миллиона человек, 2021 год из-за пандемии просел – 143,5 тысячи человек, 2022 год – 2,6 миллиона человек, 2023 год – 3,7 миллиона человек. Растет популярность турпоездок на Байкал, но условия приема гостей не соответствует туристическим ожиданиям. Пропускная способность аэропорта внутренних линий составляет 800 пассажиров в час.
История аэропорта и проблемы
Официальной датой основания иркутского аэропорта считается 24 июня 1925 года, когда на аэродроме в районе деревни Боково приземлились шесть самолетов, выполнявших перелет по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. 30 декабря 1954 года аэропорту Иркутск был присвоен статус международного. Здание современного аэропорта было построено в 1976 году. Аэровокзал для международных линий реконструировали в девяностые. Местные жители сравнивают международный терминал с деревенским домом культуры.
Фото: Международный терминал Источник фото: Anton Bannikov
Иркутский аэропорт находится в центре города, что не позволяет делать масштабные реконструкции и расширять авианаправления. В октябре 2024 года обсуждался перенос аэропорта в деревню Позднякова или в падь Ключевая. Строительство оценили в 200 миллиардов рублей. Но губернатор Иркутской области сообщил, что площадку не утвердили на уровне правительства страны.
Введение временного терминала в эксплуатацию должно было улучшить обслуживание пассажиров и разгрузить существующую инфраструктуру. Однако проект столкнулся с серьезными препятствиями, главным из которых стали судебные разбирательства, инициированные Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой.

Фото: Терминал Иркутск Источник: ГК БайкалСтройКомплекс
Судебные разбирательства вокруг нового терминала
Площадь терминала – 2,6 тысячи кв.м. В новом строение есть зоны прилета, выдачи багажа пассажирам и зоны ожидания. Его построили за год, стоимость составила 600 миллионов рублей. Прокуратура утверждает, что строительство временного терминала велось с нарушением ряда норм Градостроительного и Гражданского кодексов РФ.Среди основных претензий:
- отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- отсутствие разрешения на строительство;
- неуведомление органа государственного строительного надзора о начале строительства;
- отступление от технического задания.
«В обоснование заявления Прокуратура указывает на необходимость принятия мер ввиду обстоятельств, свидетельствующих о создании угрозы здоровью, жизни пассажиров и иных негативных последствий. Спорный павильон имеет признаки капитального объекта, строительство которого осуществляется с нарушениями», – написано в заявлении прокуратуры.
В связи с этим было подано заявление в Арбитражный суд Иркутской области с требованием запретить ввод терминала в эксплуатацию до устранения всех нарушений.
Позиция иркутского аэропорта
Руководство АО «Международный аэропорт Иркутск» не согласилось с претензиями прокуратуры и подало встречный иск, настаивая на том, что здание является временным сооружением модульного типа, соответствующим всем необходимым нормам и правилам. Была проведена независимая экспертиза, подтвердившая соответствие строительства требованиям для данного типа зданий.
Фото: строительство Источник: ГК БайкалСтройКомплекс
Решения суда
В ноябре 2024 года Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил заявление прокуратуры и запретил ввод нового терминала в эксплуатацию до вступления в силу окончательного судебного акта. Однако позже, после рассмотрения встречного иска аэропорта и представленных доказательств, суд отменил ранее наложенный запрет, признав претензии прокуратуры недействительными. Решение суда основывалось на заключении независимой экспертизы, признающей временный характер здания.
Фото: терминал внутри Источник: ГК БайкалСтройКомплекс
Текущая ситуация
Несмотря на отмену запрета, ситуация остается неопределенной. Байкало-Ангарская транспортная прокуратура имеет право обжаловать решение суда в течение месяца. До окончательного разрешения спора ввод нового терминала в эксплуатацию откладывается на неопределенный срок.Пока судебные разбирательства продолжаются, пассажирам остается надеяться на скорейшее разрешение конфликта и улучшение условий обслуживания в аэропорту. А аэропорту выстоять от наплыва людей и не рухнуть до открытия нового терминала.
Главное фото: ГК БайкалСтройКомплекс