«Сибирский. Новостной» продолжает знакомить своего читателя с коренными малочисленными народностями Сибири. Сегодня мы совершим путешествие на север нашей страны, чтобы поближе узнать историю древнего этноса – эвенков, погрузиться в тонкости их аутентичной культуры, изучить быт и мировоззрение. Мы узнаем, почему другие народы отмечали аристократизм и значимость эвенков, а так же что они у них позаимствовали.
Среди других малочисленных народов эвенки – довольно большая этническая группа. Их численность, согласно данным переписи населения за 2010 год, составляет около 38 тыс. человек. Современные эвенки живут не только в Сибири – представителей этого народа можно отыскать в Монголии и китайской Манчжурии. В России они укоренились в Якутии и Бурятии, Амурской и Читинской областях, а так же в Хабаровском и Красноярском крае. В последнем даже есть такая административная единица – Эвенкийский муниципальный район, который когда-то был автономным округом.
Кто такие эвенки?
Внешне эвенки – типичные монголоиды. Этот древний этнос, веками подвергавшийся смешению с рядом аборигенных и соседних народов, включает в себя несколько субэтнических групп. И, надо отметить, что эвенки, обитающие в Приамурье и Хабаровском крае, отличаются от тех, кто живёт в Красноярском крае и Иркутской области. Но все представители этой народности имеют общие отличительные черты: округлую форму лица, узкие тёмно-коричневые глаза, широкие брови, выдающиеся скулы. Для типичных представителей этой народности характерен средний рост и непропорциональное телосложение. У эвенков чёрные жёсткие волосы на голове и слабая растительность на лице. Хотя, для девушек, например, и то, и другое – большой плюс.
Девушка-эвенка в народном костюме. Фото: sakhaday.ru
Как утверждают исследователи, древним самоназванием этого народа было «илкан» или «илэ», что можно было перевести как «человек». А ещё их называли «эвенкилы» - народ, живущий в горных лесах, или «орочен» - олений человек. Однако до начала ХХ века эвенков именовали тунгусами – такое название пришло из якутского языка, а русские записали его во всех отчётных и исторических документах. Термин «эвенки» стал общепринятым с 1931 года.
Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи и считается исчезающим – настолько немногочисленны его носители. Письменность у эвенков появилась лишь в 30-е годы прошлого века, ранее они обходились системой знаков, которые отлично выполняли задачу. Так, например, зарубки вблизи покинутого стойбища могли рассказать о времени ухода и о том планировали ли кочевники возвращаться. Особыми знаками пользовались на охоте. Так, положенная поверх следа палочка означала, что дальше идти нельзя, а торчащая из зарубки концом вниз стрела предупреждала о расставленных самострелах.
Люди с характером и тонким вкусом
Исследователи утверждают, что протоэвенкийский народ образовался в V-VII веках, когда с юга пришли племена кочевников-скотоводов. Пройдясь по Забайкалью, они двинулись на восток и север, позже обосновавшись там. В десятом столетии на этот народ стали нападать племена воинствующих якутов, в XVIII веке уже русские посягнули на бескрайние эвенкийские владения. К тому времени, описывают первопроходцы Севера, тунгусы проживают родами. Всего зафиксировано более 350 родов. Во главе каждого – старейшина, шаман или воин.
Один из эвенкийских родов. Источник: фонды стеклянных негативов КККМ
Интересно, что в отличие от некоторых других коренных народов Сибири, смиренно покорившихся захватчикам, эвенки оказали им сопротивление. Спустя несколько веков гордый народ так же не примет Советскую власть – в 1924 году поднимет Тунгусское восстание, изберёт Временное Центральное Тунгусское национальное управление, которое своим решением отделится от РСФСР. Силой подавить сопротивление эвенков большевики так и не смогли – взяли дипломатией. Правда, в 1927 году руководители восстания были репрессированы и казнены.
Однако все эти факты говорят о нескольких чертах характера, которые обнаруживаются у тунгусов: гордость, самоуважение и непокорность. Этнографы так же отмечали, что представители эвенкийского народа отличаются остротой ума, добросердечием и чистоплотностью. Однако аристократами тайги их прозвали не за это, а за вкус и чувство стиля – тунгусы любили богато украшать свой традиционный наряд, для чего в ход шли оленьи и собачьи шкуры, бусины и бисер, монеты и вышивка. Кроме того, русским костюм эвенка своей формой напоминал фрак.
Промыслы и быт эвенков
Эвенки за традиционным промыслом – зимней рыбалкой. Источник: фонды стеклянных негативов КККМ
Традиционными занятиями эвенков были и остаются таёжное оленеводство, сезонное рыболовство, охота. Охотиться они ходили с луком, самострелом или рогатиной, в основном поодиночке, но на крупного зверя собирались по 3-5 человек. Для маскировки надевали шкуру оленя, зашивая дырки от глаз и рогов бисером. Жили эвенки, как правило, в чумах-урусах конической формы, которые зимой покрывались оленьими шкурами, а летом – вымоченными листами бересты. Очаг – либо открытый, либо мазаный глиной камин – находился в середине уруса. Над очагом на жерди висел котёл. В роду женщина была хранительницей очага – следила, чтобы он не погас и, бросая в него мясо после охоты, «кормила» огонь. При этом, чум делился на мужскую и женскую части, и женщинам запрещалось заходить на мужскую. Так же они не ели с гостями, не имели права перечить мужу, наследовать имущество и участвовать в общественной жизни. Однако особым уважением пользовались женщины пожилого возраста, видимо потому, что по эвенкийским верованиям хозяйка земли и тайги, а так же дух Вселенной – сгорбленная старушка.
Эвенкийская семья, которая или собирается перекочевать или только что нашла для себя новую стоянку. Источник: фонды стеклянных негативов КККМ
Оседлые эвенки жили в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы мастерили юрты подобные монгольским. Но всё же большая часть представителей этого народа вела кочевой образ жизни, перемещаясь между стоянок верхом на оленях – это животное для эвенков всегда было больше лошадью, нежели коровой.
Шаманизм, колонисты и земля бога Огды
Испокон веков эвенки исповедовали шаманизм. Как и многие другие коренные народы Сибири, представители этого древнего народа поклонялись духам и обожествляли силы природы. Повлиять на свою судьбу мог каждый человек – достаточно было соблюдать определённые правила, не пренебрегать обрядами и носить амулеты. Но исцелять, видеть будущее и изгонять злых духов мог только шаман – по-эвенкийски «саман». Кстати, именно у тунгусов это название постепенно заимствовали другие народности, после чего оно стало привычным для всех.
Для ритуалов изгнания эвенки строили шаману отдельный чум, где он засыпал, чтобы во сне увидеть предков. Проснувшись, следовало бить в бубен, заманивая зловредные сущности в специальную ловушку – натянутые между деревьями силки, действие которых усиливалось богами-куклами. Злые духи могли принимать облик животных – волков, горностаев или росомах – поэтому частенько попадались, а после, конечно, обезвреживались шаманом.
Шаман Фёдор Полигус, Восточная Сибирь, Енисейская губерния, начало ХХ века.Фото: Pinterest
На снимках – человек непростой судьбы и самый, пожалуй, аутентичный шаман, который когда-либо был сфотографирован. Звали его Фёдор Полигус. Он – эвенк рода Купогир, что в переводе означает «люди, носящие одежду мехом внутрь». Этот человек был участником экспедиций сибиреведов, а в 1910 году податной инспектор Енисейской губернии Иннокентий Иванович Покровский, упоминая его в своих отчётах, назвал шамана «Фёдор Фёдорович Полигузов». Известно, что Полигус сделал лабаз в устье небольшого ручья на правом берегу реки Подкаменная Тунгуска. В дальнейшем на этом месте был основан посёлок, который получил имя своего основателя. И носит его до сих пор.
Посёлок Полигус, Красноярский край. Фото: liveinternet.ru
Знаменитый шаман (как и многие его соплеменники, кочевавшие в июне 1908 года в районе фактории Ванавара) был свидетелем падения Тунгусского метеорита. Эвенки верили, что это бог грома Огды повалил лес и палил его огнём – это была его месть за какую-то обиду. Место, где упал метеорит, стало считаться проклятым, шаманы запретили туда ходить, а тема этого феномена и вовсе подверглась табу.
Продвигаясь на Север, колонисты не только захватывали земли, но и несли с собой православную веру. Из-за этого они (порой совершенно несправедливо) опасались мести шаманов – те имели большое влияние на местные племена. Долгие годы шаманы подвергались гонениям, которые с приходом Советской власти только усилились. Но сегодня эта религиозная практика обрела второе дыхание.
Надо признать, что у эвенков получился довольно симпатичный портрет. Признаём, что материал мог и не вместить все важные факты, характеризующие этот древний этнос. Но мы надеемся, что нашему читателю было интересно. В следующем материале этой серии «Сибирский. Новостной» расскажет о телеутах, обживших просторы Кузбасса и Алтая. А пока советуем перечитать статьи, повествующие о шорцах, телеутах, нганасагах, чулымцах, кетах и алтайцах.
Главное фото: coffmachines.ru