Ларба и туркменские национальные черты в архитектуре станции БАМа

39
5 минут

Продолжаем знакомить своего читателя с необычностями знаменитой магистрали

Ларба и туркменские национальные черты в архитектуре станции БАМа

Сегодня мы приглашаем вас полюбоваться необычным вокзалом на станции Ларба. И, конечно, погрузиться в историю его возникновения. Надо признаться, историки БАМа оставили немного подробностей строительства маленького посёлка Ларба, шефство над которым взяла Туркменская ССР. Но в этой статье мы постарались собрать все интересные факты, которые смогли отыскать.

«Сибирский. Новостной» уже рассказал своему читателю, что взглянув на здание вокзала, который украшает станцию «Ангоя», легко догадаться, что его строили азербайджанцы. А в архитектуре тех, что встречают своих пассажиров в Новом Уояне и Таксимо, знатоки безошибочно определят прибалтийские мотивы. До сих пор, описывая эти уникальные сооружения, мы двигались с запада на восток. Но теперь предлагаем сменить направление и отправиться с востока на запад. Навстречу. Так же, как в далёкие годы разгара ударной стройки продвигались БАМовцы.


Строители БАМа. Источник: museum-shiman.amur.muzkult.ru

Байкало-Амурская магистраль – это не просто мировой феномен. Это – 4300 километров железнодорожного пути, появившихся благодаря многонациональному труду комсомольцев, чья молодость пришлась на 70-80 годы прошлого века. Это новые населённые пункты, которые отсчитывают свой возраст с момента первого появления бамовцев. Как известно, строители, прибывшие на БАМ из разных уголков Советского Союза, брали шефство над какой-то из станций, возводили вокруг неё жилой посёлок и всю его инфраструктуру. А в здании вокзала, как правило, увековечивали частичку собственной родины. Именно поэтому многие станции, расположившиеся вдоль Байкало-Амурской магистрали, имеют аутентичные «национальные» черты различных областей и союзных республик, входивших в состав СССР.

Как рогатулина стала станцией БАМа

Итак, мы на станции Ларба в Тындинском районе Амурской области. Это край чистых рек, красивейших озёр и живописных водопадов. Расположилась Ларба в 130 километрах к западу от районного центра – Тынды, на правом берегу реки Нюкжа, недалеко от места, где в неё впадает Средняя Ларба. Слияние этих рек напоминает развилку, что и дало посёлку название – в переводе с эвенкийского «Ларба» означает «рогатулина».


Окрестности посёлка. Река Средняя Ларба. Фото: drive2.ru

В «рогатулину» в феврале 1975 года и прибыл первый комсомольско-молодёжный десант. Это был отряд «Московский комсомолец», которому и основал ещё один бамовский посёлок. На подмогу превопроходцам подоспели мехколонны «Бамстроймеханизации», коллективы треста «Тындатрансстрой» и хозрасчетного участка Министерства строительства Туркменской ССР. Последние стали шефами рождающегося на глазах посёлка.

Согласно постановлению «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» в пристанционном населённом пункте следовало возвести 3,6 тыс. кв. метров жилья, баню, детские ясли и школу, фельдшерско-акушерский пункт и общественно-деловой центр. Рассчитаны эти блага были на 500 человек населения. Сегодня, согласно последним данным, в Ларбе проживает всего 390 человек. Большинство работает в подразделениях железной дороги. А живут ларбинцы как одна большая семья и, сумев не растерять прежнего задора, разнообразно устраивают свой досуг.


Потомки бамовцев участвуют в фестивале-конкурсе «Огни магистрали». Ларба, 2019 год. Фото: правительство Амурской области

В 1979-м в Ларбе начал функционировать щебёночный завод. Но завод временный – предприятие должно было обеспечить незаменимым на железной дороге ресурсом строителей участка Ларба-Усть-Нюкжа. Благодаря этому спустя год, в ноябре 1980-го, по 130-километровому участку Тында-Ларба было открыто движение поездов. Параллельно, как обещалось, строился посёлок.

В тындинской газете «Авангард» в том же 1979-м вышла статья под заголовком «Ларба в будущем». В ней сообщалось:

« …техни­ческий совет при Тындинском райисполкоме рассмотрел проект детальной планировки жилого посёлка станции Ларба. Проектиров­щики института "Туркменгоспроект " из г.Ашхабада под руководством главного архитектора проекта Д. В. Высоцкой учли все насущные проблемы, связанные с проживанием в зоне строительства БАМа. Следствием чего является несколько пони­женная этажность».


Вырезки из газет той эпохи хранятся в тындинской библиотеке. Источник: zbstynda.amur.muzkult.ru

Издание с уверенностью сообщало, что здания в Ларбе будут возводиться не в традиционном пятиэтажном варианте, а в четы­рехэтажном. Однако по причинам, которые никто не озвучил, не всё пошло по плану – сегодня посёлок представляет собой несколько панельных пятиэтажек серии 122-БАМ. И все они компактно расположены в относительной близости от здания железнодорожного вокзала.

Вокзал на 2216 километре БАМа

Он был открыт в 1984 году. Известно, что Удмурдская ССР должна была взять над посёлком шефство. А значит и над проектированием и строительством станции. Любопытно, как бы выглядел вокзал сегодня, если бы всё сложилось именно так? Но и тут планы поменялись – эта честь выпала Туркмении. Потому и здание, встречающее пассажиров, сохраняет черты её национальной архитектуры.


Мрамор для отделки вокзала привезли из самой Туркмении. Фото: fotoload.ru

Визуально вокзал разделён на два блока. Верхний облицован тёмным мрамором, а нижний – почти белым. Достоверно известно, что этот материал привезли из самой Туркмении. Аутентичность зданию придаёт и орнамент, обрамляющий окна. Как известно, представителями туркменского народа каждая его деталь наделяется образностью и символизмом. В данном случае орнаменты рифмуются с национальной архитектурой. Венчает здание светлая башня.


Одна из двух мозаик ЖД вокзала в Ларбе / Фото: ru.wikipedia.org

Если вам доведётся побывать в Ларбе, очутиться на его жд вокзале, непременно зайдите внутрь – нельзя упустить возможность полюбоваться мозаиками, которые украшают зал ожидания. Два панно «Туркменка» и «Природа Туркменистана» специально для этой цели создавал художник Мухамметмурад Гочмурадов.


Значок, посвящённый строителям Ларбы. Фото: habartorg.ru

Так в Амурской области очутился кусочек жаркого Туркменистана, который бережно хранят жители маленького посёлка. В следующих материалах мы, двигаясь на запад, расскажем о станции, которые строили грузины. Это занимательная история. Следите за публикациями.

Главное фото: И. Бекиров / Е. Жанчипов