Угроза подтверждения стереотипа (stereotype threat)
Что это?
Это такой психологический эффект, при котором стереотип оказывает негативное влияние на поведение человека, который считает себя принадлежащим этому стереотипу. Объясним на примере: если девушке перед важным тестом по физике указать на её гендер, то она сдаст его намного хуже, чем могла бы. В ее сознании сидит идея о том, что в технических науках мужчины намного лучше, а раз она девушка, то в физике она разбирается хуже.
Как это работает в языкознании?
В обществе существует миф о том, что взрослый человек не способен также хорошо учить иностранный язык, как и ребенок.
На самом деле, частично это правда. Напомним, что наша память делится на кратковременную и долгосрочную. Любой процесс обучения начинается в тот момент, когда мы берем какую-то новую информацию и пытаемся ее осмыслить. Эта информация попадает в нашу кратковременную память, и оттуда разными учебными стратегиями (повторение, перемешивание тем, аналогия, группировка и т.д) мы пытаемся перевести эти знания из рабочей памяти в долгосрочную. Пик нашей кратковременной памяти приходится на 20-25 лет. После этого возраста кратковременная память начинает постепенно ухудшаться.
Поэтому пожилые люди часто сталкиваются с ситуацией, когда они начали что-то делать, затем их отвлекли, и они уже не могут вспомнить, что делал до момента отвлечения внимания. Эта неспособность удержать в кратковременной памяти несколько вещей сразу свидетельствуем о том, что произошло дегенеративное ухудшение рабочей памяти в пользу старения.
Однако, я помню, как в моей школе иностранных языков на одном из занятий преподаватель рассказала о своей пожилой студентке, которой тяжело заучивать слова так же быстро, как ребенку. В итоге преподаватель решила сменить учебную стратегию и предложила той женщине придумывать ассоциации к словам. После этого прогресс женщины пошел в гору.
Что делать?
Не смотря на то что у детей кратковременная память работает лучше, ребенок не владеет настолько хорошо учебными стратегиями, как взрослый. Даже если ребенок о них узнает, у него нет такой же способности к метамышлению, чтобы оценить насколько эффективно он их использует. Например, в некоторых языковых школах людям старшего возраста предлагают использовать различные учебные стратегии по типу ассоциативного изучения слов.
По сути, у взрослого и ребёнка есть свои сильные стороны, на которые он может опираться при обучении. Именно поэтому взрослым не стоит обращать внимание на стереотип о том, что он не способен учиться так же эффективно, как ребенок. Взрослый может быть настолько же эффективен в учебе, если он будет ориентироваться на учебные стратегии, которые работают конкретно с ним, будет использовать свое метамышление и будет регулировать свою нагрузку на краткосрочную память.
На данный момент есть всего одна доказанная сфера, в которой ребенок имеет преимущество над взрослым: развитие акцента, как у носителя. У нас есть критический период в развитии мозга (первые несколько лет жизни), когда мозг учится слышать и различать разные звуки. В остальном используйте свои преимущества и тогда выучить язык вам станет проще.
Ошибка планирования (planning fallacy)
Что это?
Это эффект, при котором человек проявляет излишний оптимизм, выражающийся в недооценке количества затрачиваемого ресурса для достижения/выполнения той или иной задачи.
Как это работает?
По сути, это то, что происходит с вами, когда вы начинаете какое-то дело (изучение языка), представляете, как совсем скоро сможете смотреть фильмы в оригинальной озвучке и общаться с иностранцами на разные темы, но упускаете в этом представлении количество затраченного времени и постепенный рост мастерства. Так, через месяц разочаровавшись, вы бросаете учить язык.
Что делать?
Для избежания ошибки планирования, заранее представляйте сколько ресурса (время, деньги, силы) вы потратите на это, тогда разочарование может не наступить, и вы наконец-то продвинетесь в изучении языка.
Эффект самореференции (self-reference effect)
Что это?
Это когнитивное искажение при котором человек запоминает информацию в зависимости от того, насколько она затрагивает его лично.
Как это работает?
Пожалуй, это одно из немногих когнитивных искажений, которое может сыграть вам на руку. Нейробиологи установили, что мы лучше запоминаем информацию, которая релевантна к нам лично. По сути, если на занятии по языку преподаватель задает какой-то вопрос по новой теме или просит построить диалог, используя только что полученные знания, то не стоит выдумывать что-то. Лучше ответьте ориентируясь на вашу личную информацию, разговаривайте так, как если бы говорили с близким другом, искренне и чтобы эта информация действительно была про вас.
Этот эффект также является преимуществом взрослых, ведь чем старше вы становитесь, тем больше тот жизненный опыт, который позволяет любую информацию из учебника совместить с личной информацией из жизни и сделать этот абстрактный безличный пример персонализированным.
Изучение языка в любом возрасте не только возможно, но и полезно. Научно доказано, что знание и использование нескольких языков позволяет отсрочить на 5-8 лет дегенеративные ухудшения в работе мозга человека.
Автор: Екатерина Арутюнян