
Крупнейшая в мире атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» не будет порезана на металлолом, а превратится в музей истории и техники. Фрагмент документа с визой Президента России Владимира Путина опубликовал телеграм-канал «Zаписки мичмана Птичкина»:
«Решение принято на высшем уровне 2 февраля 2025 года. «Дмитрий Донской» исключён из состава флота в соответствии с указом от 18 сентября 2023 года, планировалась его утилизация… Флотскую общественность — с победой! Создать музей планируется в Питере. Таких музеев очень не хватает в Мурманской области, а также в Архангельске и Северодвинске», – сообщает Мичман.
О необходимости превратить в музей хотя бы один шедевр советского и российского кораблестроения – крейсер проекта 941 «Акула» – говорил и историк транспорта Сергей Сигачёв, и депутат ГосДумы Александр Спиридонов. Правда, тогда речь шла о выведенном из эксплуатации АПК «Северсталь», шестом и последнем корабле серии. Сейчас же принято решение о музеефикации первого, головного подводного крейсера.
Гигантский корабль имеет высоту девятиэтажного дома и почти такую же ширину – примерно 23 метра. Внешний корпус длиной почти 173 метра вмещает пять прочных корпусов. В них не только пара атомных реакторов, системы управления и торпедные аппараты, но и помещения для 160 членов экипажа – включая кинозалы и плавательные бассейны. Шахты для ядерных баллистических ракет «Булава» расположены между прочными корпусами, отверстия для них хорошо видны на фото строящегося атомохода.
«Конструктивно АПЛ «Акула» представляет из себя два корпуса. Они практически идентичны. А между ними уже располагались баллистические ракеты. Поэтому вполне возможно оставить неизменным один из прочных корпусов - так, как это было при эксплуатации корабля. А во втором, параллельном, корпусе сделать экспозиции, посвящённые в целом Военно-морскому флоту, подводному флоту, освоению морских глубин. И, кстати говоря, в этих же объемах можно было бы сделать музей, посвящённый кораблестроению - показать, как строят подводные лодки в принципе», - пояснял в своём интервью депутат ГосДумы Александр Спиридонов.
Какие эмоции вызывали всего шесть российских «Акул» на потенциального противника, можно понять по тому, как утилизировали (резали на металл) корпуса выведенных из состава флота кораблей:
«Мне рассказали [на заводе в Северодвинске], как утилизировали три корпуса подводных лодок «Акула»; что вкладывались деньги Соединённых Штатов и Великобритании для того, чтоб всё это побыстрее было сделано. Когда я походил по лодке подробно и послушал рассказ от старшего офицера БЧ-5, то увидел, что корпусов там два основных параллельных и если музеефицировать – то можно оставить один корпус неизменным - как именно показ лодки, а во втором прочном корпусе сделать тематический музей, и довольно обширный. Там огромные площади и, в общем-то, можно сделать даже несколько музеев, близких по тематике, как это сделали китайцы на нашем авианесущем крейсере «Киев», – рассказывает историк транспорта Сергей Сигачёв.
Одна из больших проблем музеефикации атомохода – не только дороговизна самого оборудования, но и огромные объёмы корабля. Подводный крейсер беспрепятственно бороздил северные моря. И сейчас для его вечной стоянки нужна соотвествующая стоняка, с мощной причальной стенкой и большой глубиной. Сокрей всего, его установят в Санкт-Петербурге, возможно, возле музея первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», установленной в специальном павильоне в Кронштадте.
Фото флота Олега Кулешова, а также из periskop.su