
Задумывались ли вы, сколько ненужной одежды находится в вашем шкафу? Носить вы ее не хотите по разным причинам, а выбросить жалко. Но вот только как? Дряхлая рубашка, в которую никогда уже не влезете, напоминает о первом свидании, туфли на шпильках для похода в театр, куда вы собираетесь последние пять лет, стали малы... Анастасия Новикова — основатель благотворительного и экологического проекта «Круговорот» и партнер проекта «Круговорот Upcycling». В честном интервью для «Первого сибирского ИА» Анастасия рассказала о идее создания проекта, трудностях и планах.
«Одежда идёт по кругу»
Несколько лет назад я столкнулась с проблемой ненужной одежды: у меня накопилось много вещей. Я пробовала ее отдать, подарить или продать. Но вскоре поняла, что никому моя одежда не нужна. Никто в городе не решал эту проблему. Соцзащита вещи не принимает, церкви с их подвалами завалены, детские дома берут лишь новую одежду с этикетками, друзья и знакомые не нуждались. Так, мой шкаф как был полным, так и остался. Я подумала, что наверняка есть кто-то в других городах, кто системно подходит к решению этого вопроса, так как он касается каждого человека в тот или иной момент жизни. Вещи либо выходят из строя, либо из моды, и люди вынуждены копить, но с этим нужно что-то делать. Действительно, оказалось, что в других крупных городах нашей страны и в других крупных странах системный подход был так или иначе реализован. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске существовали такие проектные магазины, которые занимались ненужной одеждой. Это меня вдохновило. В 2019 году мы начали запуск проекта «Круговорот» как системы по обращению с ненужной одеждой. Где есть три направления, когда одежда становится нужной:
· Состояние «ветошь» — переработка одежды;
· Состояние «благотворительность» — когда вещи еще могут послужить людям;
· Resale (перепродажа) и последующий resale с upcycl (вторичное использование вещей).
Системный подход вдохновил. На тот момент у меня уже был опыт работы в волонтерстве, в сфере молодежной политики. Я не первый год занималась флагманскими акциями и мероприятиями, добровольческими отрядами, курировала их по краю в рамках флагманской программы «Добровольчество» и уже имела представление, как устроена система благотворительной работы. Я поняла, что эти знания помогут мне реализовать свой потенциал. Охват проекта впечатляющий. С одной стороны, мы помогаем людям, которые находятся в социально незащищенном положении (пенсионеры, многодетные, вынужденные переселенцы, бездомные). А с другой стороны, наши клиенты — обычные горожане, которым нужна помощь с утилизацией своей одежды. Я поняла, что мне нравится одним людям помогать избавляться от вещей, а другим находить одежду. «Круговорот» – это зона, где встречаются эти две аудитории. Мы ежемесячно уменьшаем загрузку полигонов на 8-10 тонн, в то же время контролируем и курируем процесс переработки, ничего не выбрасываем в процессе сортировки, максимально внедряем материалы в разные циклы экономики. Мы отправляем их в приюты, швеям. Вся фурнитура: нитки, кнопки, молнии, иголки — идет в Психоневрологический интернат для повторного использования. Масштабность проекта — это то, что мне было нужно. То, что максимально отозвалось и подошло.
Название отражает смысл нашей работы: одежда идет по кругу, совершает круговорот от человека к человеку, превращаясь в ткань, а потом снова в одежду.
Трудности и хейт — не помеха
Трудности всегда были и будут. Первоначальные были связаны с тем, что мы неправильно оценили возможности проекта. У нас долгое время не было склада, в котором мы могли сортировать, а вещей было много. Мы звали на помощь волонтеров, которые помогали отделять хорошую вещь от плохой. Однако эти двух-трехчасовые акции давали мало эффекта, потому что с каждый днем сдавали все больше и больше одежды. В последствии мы открыли гуманитарный центр, где также стали продолжать сортировать. Расширили команду, стали заново учиться выстраивать работу в социальной сфере, создавать услугу по работе с трудными категориями людей. Раньше я даже не задумывалась, о том, что, когда бездомные получают новую чистую одежду, им негде будет переодеваться. К нашему удивлению, они переодевались в гуманитарном центре на глазах у сотрудников, потому что на улице мороз. Это было для нас трудностью, проблемой, некоторым шоком.
Мы первые в городе установили ящик для сбора ненужных вещей в общественном пространстве, в открытом доступе и в круглосуточном режиме. Людям удобно пользоваться, так как не нужно подстраиваться под режим работы. На момент установки ящика, летом 2020 года, на острове Татышев мы столкнулись с большой волной непонимания и хейта. Люди возмущались, угрожали закидать мусором. Однако через два дня ящик был заполнен. При этом заполнен согласно всем правилам. Хейтеры из социальных сетей не осуществили свои призывы и обещания. Это так и осталось злобными высказываниями в интернете. А те, кто ждал, с удовольствием воспользовался им и пользуются до сих пор. Наши ящики находятся в популярных местах досуга: Гремячая Грива, Каменка, о. Татышев. Конечно, на нас это накладывает определенные обязательства по их обслуживанию: есть график вывозов и план на случай непредвиденных ситуаций, когда с ящиком может случиться все, что угодно.
На следующем этапе мы столкнулись с трудностями финансового характера. Занятия гуманитарной работой и перепродажей не получили фактическую реализацию. Мы много тратили на работу гуманитарного центра, работы сотрудников, оплаты магазина. То, что мы могли продать и продавали, не покрывало наши базовые расходы. У нас не было грантовой поддержки. Пришлось закрыть магазин и искать партнеров, с которыми можно объединиться для продолжения гуманитарной работы. На помощь пришел Российский Красный Крест, который на тот момент открывал отделение в Красноярске. Мы перевели под его опеку гуманитарный центр со всеми сотрудниками, что позволило сохранить миссию, команду и перестроить работу.
Помогать можно по-разному
Учитывая прошлые ошибки и опыт, мы снова открыли секонд. Людей, которые не хотят брать бесплатно, кто готов недорого купить, на самом деле много. Например, студенты не придут в гуманитарный центр, им веселее и проще потусоваться в секонде, выбрать необходимые вещи. Семьям тоже нравится приходить в магазин. Из двух форматов — гуманитарного центра и секонда, люди выбирают то, что удобнее.
Критерии приема одежды есть на каждом нашем ящике. Это вещи в любом состоянии: с дырками или катышками. Главное: они должны быть чистыми и сухими. У нас нет возможности стирать вещи, поэтому грязную одежду мы не используем.
Обувь в отличие от текстиля не перерабатывается. Если ваши кроссовки уже износились до состояния рассыпания, то ничего не поделаешь. Однако если обувь в хорошем состоянии, то ее нужно помыть, протереть и упаковать. Мы принимаем взрослую, мужскую, детскую, женскую одежду и обувь, аксессуары (сумки, ремни, украшения), книги, игрушки, любую домашнюю утварь (посуда, предметы декора) и продукты долгого срока хранения.
У социальных проектов есть конкуренция. Это нормально. Это положительно сказывается на качестве услуг, мы стремимся работать еще лучше. В благотворительной сфере на данный момент мне известно 2-3 подобных проекта. Для города-миллионника — это нормально, работы хватает всем.
У нас не стоит задача заполонить ящиками для сбора вещей каждый двор Красноярска. Это не очень логично и удобно с точки зрения обслуживания инфраструктуры, но охватить каждый район — наша цель. На данный момент ящики есть в каждом районе кроме Свердловского.
Работы у нас много, и для всех неравнодушных найдется дело. Если хотите помочь, то можно написать нам в социальных сетях. Мы пригласим на сортировку одежды, распарывание швов, подготовку к переработке. Это трудоемкие процессы, которые подходят для любого возраста волонтеров.
Для тех, кто хотел бы быть причастным к чему-то доброму, есть множество форматов помощи: от разового пожертвования до оформления подписки любому благотворительному фонду на постоянной основе. Также можно включиться в любой проект, который реализуется у нас в городе, если есть возможность и время. Третий момент – информационная поддержка. Нужно рассказывать, делиться информацией, делать репосты в социальных сетях. Самая лучшая помощь – финансовые ресурсы. В нашем случае – это покупка вещей из секонда.
Читателям, которые задумываются о социальной работе, я бы рекомендовала пробовать участвовать в таких программах как «Социальное партнерство во имя развития» от Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. Также у них есть субсидии для инновационной деятельности — это может стать большой поддержкой.
А что дальше?
Наша цель — продолжать на должном уровне оказывать свой социально-экологический сервис. Продолжать развивать бренд «Круговорот Upcycling», где ненужная одежда превращается в нужную. Мы хотим и дальше доносить ценность того, что создается в стенах круговорота руками наших мастеров. Возможность использовать джинсу, которая является хорошим качественным материалом, множество раз, потому что он обладает потрясающими текстильными свойствами и из него можно шить и создавать много чего полезного. Мы хотим привлекать внимание молодых людей, чтобы они видели возможность для реализации потенциала через участие в проекте или через покупку и поддержку нашего бренда. Нам, как и всем, нужен свой покупатель, который бы смог оценить ту концепцию, которую мы вкладываем. Весь смысл, который здесь заложен, чтобы мы и дальше могли работать и дарить пользу людям.
Есть люди-благотворители с разным уровнем достатка. Для многих отдать брендовые вещи не представляется чем-то особенным. Это происходит часто. Для других людей открывается возможность приобрести эти брендовое вещи. Из опыта могу сказать, что те, кто находится в сложной социальной ситуации, не нуждаются в яркой и модной одежде. Им важна простая и удобная ткань.
«Круговорот» для меня — большая экосистема, созданная дружной командой единомышленников. Мы все делаем большое дело, которое хоть пока и не можем оценить в полном объеме, но цифры: количество людей, получивших помощь, количество собранных вещей, говорят, что мы достигли многого. Я считаю, что полностью погрузиться в «Круговорот» мы сможем спустя некоторое время. Составите компанию?Материал подготовила Ангелина Саламатова