
Сегодня в рамках нашего проекта о людях, оставивших след в истории Сибири, мы поговорим о Колчаке – фигуре незаурядной, яркой, но весьма противоречивой. Кто-то считает его истинным патриотом, высказывая настойчивое желание реабилитировать память белого адмирала и даже установить ему, как герою, ещё один памятник. Кто-то спустя 105 лет с момента гибели Колчака, категорично заявляет, что ничто его память не обелит, и в истории России он навсегда останется врагом, предателем и душегубом. Мы же попытаемся разобраться, почему никак не утихнут споры об исторической роли человека, провозгласившего себя Верховным правителем России, а Омск – столицей Российского государства.
Чаще Александра Васильевича Колчака, родившегося в Петербурге в 1874 году и казнённого в 1920 году в Иркутске, знают как офицера-белогвардейца, военного и политического деятеля. Реже – как флотоводца. И почти совсем никогда не вспоминают достижения Колчака-океанографа и полярного исследователя. С этого этапа жизни мы и начнём изучение его сложной личности.
Молодость, посвящённая Арктике
В 1894 году Александр Колчак успешно окончил Морской кадетский корпус. После этого события юный мичман, полный грёз о будущих великих свершениях, отправляется служить на военных кораблях – сначала на Балтике, затем на Тихом океане.
Один из самых известных снимков Колчака в молодости. Источник: Public domain
Поднабравшись опыта, Колчак откомандировывается в распоряжение Академии наук. Тут в качестве гидролога под руководством барона фон Толля он становится участником Русской полярной экспедиции, в задачи которой входит географическое изучение Арктики, исследование её необитаемых просторов, а также поиск Земли Санникова. По свидетельствам, Толль высоко ценил своего коллегу, отмечая его упорство и страсть к науке.
Заслуги молодого океанографа в этой области неоспоримы – в последствии Колчак опубликует несколько научных работ, благодаря которым для него распахнутся двери в Русское Географическое общество. Более того, доселе неизвестный никому исследователь получит большую золотую Константиновскую медаль за географический подвиг – «выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью». Опасности, как очень скоро всем станет понятно, Колчака не пугают.
Позже пытливому офицеру довелось заниматься реорганизацией военно‑морского флота, изучать Северный морской путь, совершить переход с Балтики во Владивосток через Индийский океан, потом – по направлению к мысу Дежнева. Это была его последняя арктическая экспедиция. И последний этап в жизни, к которому ни у кого из историков нет претензий. Дальше в биографии будущего Верховного правителя России начинается довольно спорный период.
Служба на флоте и добровольная отставка
Молодой офицер Колчак на военном судне. Фото из архива МАММ/МДФ
В 1912 году Колчак оказывается на действующем флоте – служит в морском генштабе. Когда Российская Империя вступает в Первую мировую, успешно руководит многочисленными военными операциями, такими как минирование входа в Финский залив и Данцигскую бухту. Под его командованием в немецком тылу высаживался морской десант и осуществлялась оборона Рижского залива. Он, потомственный военный, будто интуитивно чувствует, как добиться успеха в той или иной операции.
Один из его коллег как-то написал:
«Колчак три дня мотался с нами в море и не сходил с мостика. Бессменную вахту держал. Щуплый такой, а в деле железобетон какой-то!»
В 1916-м Колчак производится в контр‑адмиралы, затем – в вице-адмиралы. И становится командующим Черноморским флотом. Когда на флоте узнали об этом переводе, там крайне воодушевились. И не ошиблись: прибыв, новый командующий сразу навел на флоте порядок, после чего к нему пришла всероссийская известность. Позже говорили:
«Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».
Участники февральских событий. Петроград, 1917 год. Источник: nasledie-rus.ru
В 1917-м, после Февральской революции, когда севастопольские матросы и солдаты попытались обезоружить офицеров, Колчак демонстративно выбрасывает свой кортик в море – он вообще склонен к импульсивным поступкам. Объявив таким образом об отставке, адмирал едет в Петроград. Там бывший командующий флота выступает на заседании Временного правительства, обвиняя его в развале армии и флота, попутно излагая причины этого развала. Он публично не поддержал новое правительство, однако присягает ему и вынужден подчиняться его приказам.
По заграницам
Спустя полгода, гласит одна версия, Керенский – глава Временного правительства – командирует Колчака в США и тот выезжает за границу во главе российской военно-морской миссии. Согласно другой версии, главнокомандующий просто бросил флот, когда тот так в нём нуждался. Адмирал написал тогда:
« …считаю совершенно невозможным продолжать свою деятельность, потому что я коренным образом расхожусь в своих взглядах на командование, на дисциплину во Флоте, которая теперь проводится, и что я неспособен работать в этой обстановке».
Когда адмирал через Японию всё же возвращается домой, он узнаёт, что Временное правительство пало. Тогда русский офицер переходит на службу Великобритании. Этот поступок он объясняет опасениями, как бы над Антантой не одержал верх германский кайзер, который «затем продиктует нам свою волю». Не многие верят в искренность этих слов. Англичане командируют Колчака в Индию, в сухопутные войска. Затем его разворачивают и отправляют в Китай.
Попутно Колчак, переживая за складывающееся положение и Отчизну, пытается сформировать объединённые вооружённые силы Белого движения – их усилия должны быть направлены на борьбу с «германо-большевиками». Но эта попытка обречена на неудачу – среди «антибольшевиков» было слишком много разногласий. Для начала нужно было ликвидировать хаос в собственных рядах – задача, для которой необходим был сильный лидер. И Колчак решает, что это дело ему по плечу.
Колчак и его возлюбленная Анна Тимирёва присутствуют на учениях. Рядом глава британской миссии генерал Нокс и английские офицеры. Фото: Museum of Political History of Russia
Вскоре будущий Верховный правитель направится через Маньчжурию в Сибирь – он осведомлён, что в этот момент на родине формируется Добровольческая армия и ею занимается генерал Деникин. Колчак едет к нему. 13 ноября 1918 года на его пути случайно оказывается Омск – город, который неожиданно для всех станет третьей российской столицей. Весь предыдущий путь, проделанный Александром Васильевичем, найдёт отражение в народном творчестве – в насмешливом куплете, который ему посвятил народ: «Мундир английский, погон российский, табак японский, правитель омский».
Сибирская добровольческая армия и Колчак. Фото: РИА Новости
Верховный правитель: начало и конец
Историки признают: Колчак был прекрасным главнокомандующим, но оказался плохим политиком. Он не понимал, как управлять страной, но и не хотел отказываться от власти. В итоге с Верховным правителем, которым он объявил себя через несколько дней пребывания в Омске, это сыграло очень злую шутку. Правителя каждый в свою сторону тянули правые и левые, а Колчак всё искал компромисс. Свидетельства гласят, что взрывы его эмоций всё чаще чередовалась с подавленностью и апатией.
Дом Батюшкина – резиденция Колчака с декабря 1918 года по ноябрь 1919-го. Фото: Омский Центр изучения истории Гражданской войны
Почти весь период своего правления Колчак живёт в Омске. Он селится в лучшем особняке новой Белой столицы – доме Батюшкова, который был «принудительно арендован» у прежнего владельца. Тем временем, сам сибирский город несёт своё тяжкое бремя.
«На главной улице Омска, Любинском проспекте, сновали толпы москвичей, петроградцев, самарцев, казанцев. Город, превратившийся в сибирскую столицу, зажил шумной, весёлой жизнью. Кабаки, рестораны, кафе, магазины не могли вместить нарумяненных беженок и офицеров. Повсюду была слышна иностранная речь».
Так описывает Омск периода Колчака Николай Анов в книге «Пропавший брат». Увы, массовая миграция способствовала распространению инфекций. В 1919-м в Омск вслед за холерой пришел тиф. Возможно, эпидемия стала одной из причин поражения Верховного правителя – белая армия была ослаблена и терпела поражение за поражением.
Колчак после инспекции госпиталя Красного креста. Фото: Омский Центр изучения истории Гражданской войны
Многие из тех, кто сегодня считает себя сторонником политики адмирала заявляют, что в случае победы Колчака над большевиками Россия пошла бы по демократическому пути развития, рассказал в одном из интервью архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак. Однако он тут же оговаривается: к демократии, как и к идее избрания Учредительного собрания, Колчак относился отрицательно.
«Он готов был провести выборы, но лишь тогда, когда одержал бы победу над большевиками и был бы уверен, что собрание было лояльным к его идеям», - говорит историк.
И – далее, к вопросу о противоречиях. В 1919 году Колчак издаёт приказ, начинающийся со слов «несмотря на войну, нужно соблюдать законность». Тот же приказ заканчивается словами «красноармейцев, воевавших добровольно, разрешается расстреливать на месте».
Гражданская война – дело жестокое
Восковая фигура А.В. Колчака в особняке Батюшкина в Омске. Автор фото: MPowerDrive
Достоверно известно, что существовали приказы колчаковских генералов (к примеру, генерала Розанова) о подавлении крестьянских восстаний. Один из них гласил:
«Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
Во многих ситуациях Колчак предпочитает просто закрыть глаза на преступления соратников. И народ всё чаще становится на сторону Красной Армии.
Фото с крестьянами (но не из Сибири, а из Перми) сделано несколько раньше – в то время, когда Колчака готовы были встречать с хлебом-солью. Источник: Госархив Пермского края
Сопротивление большевикам, заявляют историки, шло под полным контролем Антанты. Там хорошо знали, что Колчак для закупок оружия, боеприпасов и обмундирования был вынужден использовать золотой запас, который был захвачен в казанском хранилище Государственного банка Российской империи.
Кстати, золото Колчака до сих пор ищут по всей Сибири. Большой финансовый интерес к гражданской войне в России имели всё те же англичане – несколько эшелонов с золотом один за другим ушли в Лондон. Золотом расплачивались и с Японией, и с Францией. На него рассчитывали и чехи (которые, в конце концов и сдали верховного правителя большевикам). Однако Колчаку приписывают фразу, которую он в сердцах сказал в конце 1919 года:
«Я вам не верю, и, скорее, оставлю золото большевикам, чем передам союзникам».
Вероятно, эти слова и решила судьбу адмирала. Французский генерал Морис Жанен, командующий войсками Антанты в России, поддержал восстание против белого правительства в Иркутске. Колчак был арестован и вскоре казнён.
Тюремный замок, где в камере №5 последние дни провёл Колчак. Иркутск, 1885. Фото: Исторический архив Омской области
Сегодня, спустя 105 лет после гибели Колчака, омские историки и краеведы решили, что пора реабилитировать его память. Подобная попытка была предпринята ещё в 1999 году, но Забайкальский военный суд отказал в реабилитации. Однако в начале февраля 2025-го Конституционный суд РФ вынес определение, позволяющее это решение пересмотреть.
Воодушевившись, историки предложили идею установки памятника адмиралу. Они же предлагают внести в экскурсионные маршруты связанные с ним памятные места.
«Мы пытаемся взглянуть на Колчака как на человека своей эпохи, героя России. Важно развенчать миф советской пропаганды, что он был изувером», - заявил изданию «Иркутск политический» краевед Александр Лосунов.
Между тем, мемориальная доска, размещённая на доме Батюшкина, где находилась резиденция Колчака в 1918-1919 годы, неоднократно подвергалась актам вандализма.
«Почти каждый год в день рождения Колчака, 4 ноября по старому стилю, эту доску мазали дёгтем», - цитирует ТАСС директора Центра изучения истории гражданской войны Галину Бородину.
Акты вандализма, пишет источник, прекратились лишь тогда, когда здание было передано Историческому центру. При этом небольшой памятник, который на собственные средства заказал предприниматель и выставил у ресторана «Колчак», никто не оскверняет. Более того, к нему возлагают цветы, а проходящие мимо казаки салютуют. На сегодняшний день ситуация такова: роль Александра Васильевича Колчака в истории России поручено определить Военно-историческому сообществу. Каким будет результат пока неизвестно.
Главное фото: Омский Центр изучения истории Гражданской войны