
Норникель опубликовал финансовые итоги работы за прошлый год – официально это называется «Аудированные консолидированные финансовые результаты по МСФО за 2024 год». Компания «поплакалась» о резком снижении прибыли и рентабельности – и на этом основании рекомендовала не выплачивать дивиденды. Вместе с акционерами затянуть пояса придется и сотрудникам «Норникеля» – более 69 000 человек владеют токенами, дающими право на равные дивидендам выплаты.
Электронные записи – как элемент мотивации и справедливости
Большинство акционеров Норникеля – люди не бедные, и от отсутствия дивидендов наверняка не пострадают. Вот только есть одно «но». Три года назад Президент компании Владимир Потанин объявил о переходе к «народному капитализму».
«Идея в том, чтобы в каком-то смысле восстановить некую историческую справедливость: когда «Норильский никель» был приватизирован, то порядка 25% акций принадлежали работникам. Но, к сожалению, работники не смогли в полной мере воспользоваться преимуществами такого рода вложений, многие продали эти акции»
Но обещанных Потаниным акций сотрудникам компании не дали. «Норникель» запустил мотивационную программу «Цифровой инвестор», по которой в зависимости от стажа работы, раздали людям цифровые финансовые активы, майнтокены – по сути, электронные записи, привязанные к текущей цене акции на рынке. Или, как сообщает официальный сайт – «цифровое право на получение денежных выплат». При этом сами акции принадлежат компании Потанина «Цифровые активы». А работникам обещали выплачивать на майнтокены дивиденды, совпадающие с дивидендами по акциям.
СПРАВКА: «Цифровые активы» должны были выкупить для программы «Цифровой инвестор» 407 344 обыкновенные акции, или 0,266% уставного капитала, на сумму примерно 6,28 млрд рублей. При этом первоначально один токен приравнивали к одной акции Норникеля, а работникам «выдавали» от 2 до 10 токенов. Сейчас, после сплита акций в апреле 2024, 1 майнтокен соответствует по цене и прибыльности 100 акциям компании. Торговля токенами ведётся на платформе «Атомайз» (на 2% принадлежит «Интерросу» Потанина, ещё 33% «Интеррос» передал в сентябре 2024 г. структурам ТКС-Холдинга/Т-Банка, тоже принадлежащим Потанину). За 2023-2024 годы участниками программы «Цифровой инвестор» стали 69 тысяч сотрудников.
Сколько миллиардов долларов делим?
Вот только получить "дивиденды" (выплаты) по ЦФА работникам удалось лишь один раз, в январе прошлого года, из расчёта 915,33 рубля на один майнтокен/ акцию компании. А сейчас Норникель снова рекомендовал не выплачивать дивиденды – мол, не время, в мире неспокойно, деньги на другое нужны:
«Менеджмент Норникеля будет рекомендовать не выплачивать дивиденды за 2024 год, так как в условиях сохраняющейся турбулентности сырьевых рынков и высоких геополитических рисков абсолютным приоритетом является поддержание финансовой устойчивости компании, повышение операционной эффективности и инвестиции в рынки и продукты будущего», – заявил Сергей Малышев, финансовый директор компании.
По опубликованным данным отчётности МСФО, консолидированная выручка компании снизилась на 13% по сравнению с 2023 годом и составила 12,5 млрд долларов. Из них 1,8 млрд долларов (-37% за год) – чистая прибыль, уже после уплаты всех налогов и прочих обязательных платежей. А «сильно упавшая» рентабельность по EBITDA составила 41(!) процент – в три с лишним раза выше считающихся хорошим показателем 12%. [EBITDA – выручка до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации – прим. ред.]
Но – «денег нет». Точнее, они идут на инвестиционную деятельность, а не выплаты рабочим по мотивационной программе «народного капитализма». Получается, что вся мотивация сводится к бесплатной раздаче токенов (но для этого надо было сначала перенести свой «зарплатный» счёт в Росбанк Потанина), а по окончании программы к их выкупу?
Мнение сотрудников: «Нет дивидендов – нет мотивации»
Сами опрошенные «Сибирским.Новостным» работники не считают токены инвестиционным инструментом. Они больше переживают за уровень своих зарплат:
– В прошлом году суммы выплат были, ну, если не смешные, то невеликие. У меня чуть меньше 4 тысяч рублей на 4 токена, при ежемесячной зарплате в 200-230 тысяч. Но, в общем, хорошо, что это есть. Только какой же это финансовый инструмент, всего 4 тысячи-то?, – говорит работающий под землёй Александр [имена изменены по просьбам наших собеседников].
– Да вы смеётесь что ли – покупать майнтокены!? Мне некогда инвестировать, да и вообще разбираться в этом. Дали – и дали, и за то спасибо. Через 4 года сдам и получу свою «тридцатку», или сколько они там будут стоить. Чтобы инвестировать – нужны время и деньги, а я лучше книжку почитаю, или в отпуск съезжу, – признаётся Андрей, водитель сервисного предприятия.
– Компания сама всё сделала, и главное – научили меня выводить деньги с электронных кошельков. Мне этого хватит. А раз дивидендов в этом году нет, то и зачем мне всё это? – задаёт риторический вопрос Вячеслав, руководитель среднего звена.
– Вы знаете, я финансист по образованию. И на падение стоимости акций, так же как на их рост, реагирую спокойно. Если бы у меня были серьёзные пакеты реальных акций – да, я бы суетилась, переживала, голосовала. А сейчас главное, чтобы зарплата росла. Кстати, и мои офисные коллеги, и у мужа на работе – тоже так считают. А от «народного капитализма» без дивидендов – ни жарко, ни холодно, – резюмирует работающая в бухгалтерии Анна.