
Содержание
Результаты зимней поверки буду перепроверять
Буквально в конце минувшего декабря Росприроднадзор верифицировал (проверил и подтвердил) эффективность очистки выбросов на Надеждинском металлургическом заводе на уровне более 99%. Таким образом, компания и Росприроднадзор заключили, что крупнейший в стране экологический проект успешно запущен в работу.Министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову и зам.главы Росприроднадзора Наталье Афанасьевой показывают систему экологического контроля в Норильске
Однако 21 февраля, во время своего визита в Норильск министр Александр Козлов заявил: «Сейчас наша задача – организовать контроль и проверку данных, о которых нам докладывает компания вместе с экологическими службами комбината». Что не понравилось министру – неизвестно, об этом официально не сообщается. Известно только, что проверка займёт целый год Зато снова понижены данные об уровне очистки выбросов от сернистого газа – чуть ли не в два раза. «Когда программа заработает на полную мощность, ежегодное снижение выбросов достигнет 25%. Инвестиции компании в проект превысили 200 миллиардов рублей», – сообщает Минприроды. От выбросов какого года отсчитана эта цифра в 25% не поясняется, если принять, что отправная точка это 2017 год, который является базовым для всего федерального проекта «Чистый воздух», то результаты «Серной программы» оказываются уже вчетверо хуже объявленных перед запуском в строительство.
Судя по надетым на министра Козлова и его сопровождающих респираторам, Серная программа не может очистить так называемые низовые и фонарные газы (включая диоксид серы), заполняющие помещения цехов при плавке меди и никеля
Судите сами – на самом старте «Серной программы», в начале 2021 года – в компании заявляли, что к 2025 году «Норникель» сократит выбросы на 90 процентов, с базовых 1,8 млн тонн примерно до 200 тысяч. В октябре 2023 «Норникель» назвал новые параметры улавливания диоксида серы – и там уже цифры вдвое меньше, никаких 90%:
«Выход проекта на технологические показатели позволит выполнить требования законодательства по снижению в 2024 году совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в Норильске не менее чем на 20%. В течение 2025 года выбросы диоксида серы предприятиями города снизятся на 45% от уровня базового 2015 года».
Видимо, в компании уже тогда понимали, что на Медном заводе свой «Серный проект» построить не удастся – - отсюда и «уполовиненная» цифра в 45%. А в апреле 2024 грянуло сенсационное заявление Владимира Потанина о закрытии Медного завода и переносе производства в Китай – в том числе по экологическим соображениям.

Вид на Медный завод и его дымы с улицы Нансена
Норильчане ожидают «улучшения экологии»
Несмотря на заявленное Минприроды 25%-ное снижение выбросов, когда «Серная программа» заработает на полную мощность, норильчане рады и этому. Вот что сказал нашему порталу Александр Пестряков, председатель Городского совета Норильска, тоже работавший на совещаниях:– Что касается результатов работы «Серной программы» и оценки министром, то у нас полное доверие к цифрам. С тех пор как она [«Серная программа»] заработала, в городе ни разу не было превышения ПДК, – рассказывает Александр Пестряков. – Просто сейчас зима, трудно понять запахи и их распространение, на них сильно влияет и снеговая нагрузка, и ветер – они зачастую «прижимают» горячий газ к земле. Но, по крайней мере, у нас, норильчан, очень большие ожидания на изменение экологической обстановки.
У краевых властей нет данных от «Норникеля», их берут в «открытых источниках»
За день до визита в Норильск федерального министра краевые депутаты рассматривали на заседании комитета по природным ресурсам и экологии выполнение федерального проекта «Чистый воздух» в крае, в том числе, и в той его части, которая является зоной ответственности краевых властей. И тут случилась пара небольших скандалов. Итоги реализации, по просьбе законодателей, анализировала Счётная палата края. Её аудиторы – люди принципиальные, работу выполняют дотошно, в докладе аудитора Дмитрия Лукашевского была обрисована такая картина: «По отчету аудиторов, наибольшую долю в крае – около 90%, составляют выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников – крупных предприятий. Среди предприятий это ГМК «Норильский никель», на долю которого приходится порядка 70% совокупного объема выбросов в крае».– Да, по сути, результат катастрофический, экологическая программа не работает! Контрольные показатели не достигнуты ни в Красноярске, ни в Норильске. Потрачены 3 с лишним миллиарда бюджетных рублей (края и федерации – прим. ред.) на метро, на электробусы и зарядки для них. Проекты с невнятной экологической эффективностью, какие-то доли процентов, да и то – Норильска они практически не касаются. Понятно, что там большую часть денег выкладывал «Норникель» на «Серную программу», но результат-то должен быть общим, – рассказывает корреспонденту «Сибирского.Новостного» Алексей Бойков, член комитета ЗС по природным ресурсам и экологии.
То есть, в отличии от крупного бизнеса, свою часть работы по реализации «Чистого воздуха» и улучшению качества жизни в городах, краевая власть выполняет «на троечку».
Вторым «открытием» для депутатов в ходе обсуждения стало то что на выбросы главного загрязнителя края в Норильске а это, напомним, рекордные для России 1,8 млн тонн в год – краевые власти повлиять никак не могут. По словам некоторых депутатов, представитель Росприроднадзора выступала так, словно она работает не в госоргане. Когда пытались выяснить, какие же данные передал «Норникель» властям, выяснилось, что чиновники брали данные в открытых источниках. То есть, не из первоисточника – первичных документов компании, а из СМИ, перепечатывающих итоговые цифры из пресс-релизов.

Министр экологии Красноярского края, как и депутаты Заксобрания, вынужден искать экологическую информацию о Серной программе в открытых источниках. Фото Владимира Корецкого с заседания Комитета ЗС по экологии
– У Счётной палаты Красноярского края, так же как у Законодательного Собрания или министерств – ограниченные возможности по проверке крупных общероссийских компаний. Они отчитываются перед федеральными органами контроля. Мы, конечно же, запрашиваем у предприятий информацию, но они не обязаны ею делиться. Их представители приходят к нам на комитеты, на сессии, сообщают ту информацию, которую считают необходимой. Но не более, – поясняет «Сибирскому.Новостному» Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии ЗС края.
В результате к краевому министру экологии Владимиру Часовитину на заседании комитета депутаты «решили не приставать».
Судьба Медного завода будет решаться в ходе «годовой» проверки?
Что касается судьбы Медного завода, еще одного мега-загрязнителя атмосферы в Норильске и также участника федерального проекта «Чистый воздух», то она так и осталась в подвешенном состоянии. По словам наших собеседников, у них нет информации, что во время визита в Норильск министра экологии Александра Козлова были приняты какие-то решения, связанные с экологическими программами на заводе, его закрытие или перенос производства в другие регионы (не обязательно в Китай).– По крайней мере, в отчёте о реализации комплексного плана и самом комплексном плане [мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Норильске – прим. ред.] я не видел ни сроков, ни объёмов финансирования, – говорит Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии ЗС края.
При этом краевые депутаты, в том числе и Дроздов, неоднократно заявляли, что у властей нет никаких официальных подтверждений от «Норникеля» о намерении закрыть Медный завод.
Напомним, что согласно отчётности «Норникеля», в 2024 году консолидированная выручка компании составила 12,5 млрд долл. США, инвестпрограмма – 2,4 млрд долл.
Фото главное: Министерство природных ресурсов и экологии РФ