
Второй раз за месяц Красноярский край обсуждает федеральный проект “Чистый воздух”. На сей раз о промежуточных итогах и перспективах реализации дискутировали губернатор края Михаил Котюков и депутаты Госдумы – члены комитетов по экологии и энергетике на круглом столе 21 марта. Депутаты и губернатор заняли жесткую позицию. Сроки введения оборотных штрафов за невыполнение плана по снижению выбросов больше переносить нельзя, а штрафы должны быть максимально жесткими.
По федеральному проекту “Чистый воздух” в первых 12 пилотных городах, в которые в Красноярском крае входят сам Красноярск и Норильск, выбросы вредных веществ в атмосферу к 2027 году должны сократиться на 20%. И в Красноярске, и в Норильске основные загрязнители промышленность, хотя в столице края в отопительный сезон весомую лепту вносит и частный сектор, отапливающийся углем. Предполагается, что предприятия, которые не снизят выбросы, будут караться оборотными штрафами. Пока соответствующие поправки в законодательство еще не приняты.
Справочно: оборотный штраф, денежные средства в установленных процентах от выручки, которое должен уплатить нарушитель в случае превышения установленных квот по выбросам.
Тон круглому столу почти сразу же задал Котюков. Он заявил, что тема экология очень важна для края и Красноярск с Норильском уже «много наработали». Говорил губернатор и о принципиальной важности искать новые технологические решения и помогать крупному бизнесу в модернизации.
А затем Котюков заявил о необходимости побыстрее принять закон об оборотных штрафах. Его поддержал зампред комитета Госдумы по экологии Александр Коган. Он пообещал, что закон будет принят, поправки готовятся. Работа находится на контроле как в аппарате правительства, так и в администрации президента. По словам Когана, если вписаться в квоты по сокращению выбросов предприятию не удастся, то оборотный штраф будет рассчитываться не с выручки самого предприятия, а всей компании. Это на порядок увеличивает размер возможных санкций.
С Котюковым и Коганом попытался поспорить председатель комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов. Он указал, что квоты на выбросы надо устанавливать с учетом достигнутых результатов и введенных энергетиками новых объектов. «Есть также вопросы, связанные с переводом потребителей на централизованное теплоснабжение, модернизацией и реконструкцией электросетей при переводе частного сектора на электроотопление, -- цитируются его слова на сайте Госдумы. -- На наш взгляд, специфика электроэнергетической отрасли и перспективы ее развития учитываются недостаточно. Возможно, речь должна идти о корректировке нормативной базы, это вопрос дискуссионный». Шульгинов также добавил, что он против расчета оборотного штрафа с выручки всей компании: «Это демотивация собственника. Нужно мотивировать».
Не можете уложиться в квоты, сокращайте производство
Но Котюков был непреклонен – обязаны «расшибиться в доску», но добиться результата. И пригрозил, если промышленность не сократит выбросы, придется сокращать производство. Возможно, Котюков вдохновил пример с планируемым закрытием Медного завода в Норильске, о чем президент «Норникеля» Владимир Потанин объявил еще год назад. Причем мотивировал он это как раз невозможностью выполнить экологические обязательства. Цыганов на Круглом столе отметил, что «Норникель» проинформировал власти «об утверждении реконструкции (Медного завода) с закрытием пирометаллургического отделения до конца 2027 года».
Также Котюков призвал ввести штрафы за отсутствие у компаний планов по сокращению вредных выбросов и за их несоблюдение. Причем размер их должен быть «существенный», уточнил губернатор. Ему вторил замминистра природных ресурсов РФ Константин Цыганов, который предложил использовать данные автоматического контроля за выбросами предприятий для выставления штрафов в случае сверхнормативных загрязнений воздуха по аналогии с дорожными камерами.
Бескомпромиссное предложение от губернатора. Ведь вслед за сокращением производства неизбежно последует и сокращение персонала, а также сокращение загрузки энергообъектов, спад зависящих от промышленности направлений региональной экономики.
А что делать энергетикам? Ведь Сибирь не газифицирована, поэтому все ТЭЦ работают на угле. В этой логике в лютые морозы они тоже должны сбрасывать мощности, чтобы не портить картину своими выбросами.
Становится ли воздух чище?
Любой житель Сибири скажет, что дышать невозможно в дни так называемых НМУ – неблагоприятных метеоусловий, а по-простому говоря, когда смог. Образуется он в осенне-зимний период, когда многочисленный частный сектор начинает отапливаться дешевым углем. Про эту проблему тоже говорили. Но пока похвастать нечем. Замены угольным печкам пока нет, хотя Красноярску давно обещан газ. «Газ вроде народный, но не для нас», -- обмолвился Котюков.
Пока власти региона могут похвастать лишь тем, что на модернизированные твердотопливные котлы сумели перевести около 10% частного сектора.
Нет единства и в том, удается ли добиться успеха в реализации программы «Чистый воздух». Председатель комитета по экологии Госдумы Дмитрий Кобылкин считает, что положительная динамика есть. А вот замруководителя Росгидромета Владимир Соколов заявил, что «хуже не стало»: «Держимся примерно на одном уровне по выбросам». Получается, что промышленность худо-бедно снижает выбросы, а воздух остается все равно грязный. Похоже что-то в проекте «Чистый воздух» придется поправлять.
Никаких решений на Круглом столе принято не было. Наверное, в нынешней ситуации это и к лучшему.
Фото: «Сибирский.Новостной»