
Проект легкомоторного самолёта «Байкал», в который уже вложили миллиарды рублей, оказался на грани срыва – разбираемся в причинах провала и возможных путях решения проблемы.
От амбиций к тупику: как проект дошёл до критической точки
Разработка многоцелевого самолёта ЛМС-901 началась в 2019 году как стратегическая инициатива по обновлению парка малой авиации. «Это должен был быть прорывной проект, способный заменить устаревшие Ан-2 на региональных линиях», – отмечает авиаэксперт Олег Пантелеев. Однако уже к 2025 году ситуация кардинально изменилась. После ухода западных партнёров из-за санкций и выявления конструктивных недостатков вице-премьер Юрий Трутнев заявил: «Проект зашёл в тупик, самолёта «Байкал» не будет в том виде, как планировалось».
Юрий Трутнев. Фото: Мария Смитюк, ИА
Технические проблемы: где проект дал слабину
Основные сложности выявились на этапе лётных испытаний. «Самолёт демонстрирует недостаточную устойчивость на взлётно-посадочных режимах, что требует серьёзных доработок шасси», – поясняет источник в НИЦ Жуковского. Особую озабоченность специалистов вызывает двигатель ВК-800СМ, сертификация которого отстаёт от графика.
Эксперт по авиастроению Вадим Лукашевич добавляет: «Проблема не только в технике. УЗГА исторически не имел компетенций для таких сложных проектов. Без привлечения ведущих КБ ситуацию не исправить».
Пути решения: есть ли шанс на спасение?
В Минпромторге настаивают на продолжении работ. «Мы видим пути устранения недостатков и готовы финансировать доработки», – заявил представитель ведомства. Однако отраслевые эксперты скептичны.
Гендиректор «АвиаПорта» Олег Пантелеев считает: «Проект нужно передать ОАК или S7 Group, где есть опыт комплексных разработок». Альтернативу предлагает Юрий Трутнев: «Ремоторизация Ан-2 даст быстрый эффект, пока идёт работа над новыми решениями».
Проект Байкал. Фото: Антон Буценко, 66.RU
Последствия для отрасли
Провал «Байкала» ставит под вопрос всю программу обновления регионального авиапарка. «Без современных малых самолётов мы потеряем 30% местных авиалиний», – предупреждает экономист Илья Гращенков. В то же время успешная доработка проекта могла бы создать прецедент для других импортозамещающих программ.
Судьба проекта «Байкал» будет решена в ближайшие месяцы. От этого решения зависит не только будущее малой авиации, но и репутация всего российского авиапрома.
Главное фото: Эскизное изображение ЛМС-901 в полёте. Главное фото: «Байкал-инжиниринг»