Напомним, система квот и гарантированных объемов перевозки угля в восточном направлении была введена в 2020 году. 50% квоты на экспорт распределяются между грузоотправителями пропорционально объемам заявок, еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
На 2024 год РЖД договорились с Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой о транспортировке порядка 100 млн тонн угля на Восток. По подсчетам, за 9 месяцев 2024 года РЖД уже вывезла в восточном направлении 74 млн тонн.
При этом весь объем перевозок в этом направлении обеспечивают свыше 30% доходов железнодорожников. Однако доходность от перевозки угля в 1,8 раз ниже, чем при перевозки других грузов.
В РЖД уверяют, что если квоты сохранить, что компания может в 2025 году не вывезти на Восток порядка 15 млн тонн высокодоходных грузов.
По мнению руководства компании, отмена соглашения с пятью регионами, кроме Кемеровской области, позволит сформировать в следующем году сбалансированную структуру перевозок.
Сохранение же квот грозит недофинансированием инвестпрограммы и сокращением 30 тысяч сотрудников, задействованных в инфраструктурных проектах компании.
По мнению экспертов РБК, если квоты отменят, то Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува рискуют не вывезти 19 млн тонн угля в 2025 году.
По данным РБК, президент поручил правительству проработать предложение железнодорожников.
Фото: pixabay