
Законодательное собрание Красноярского края приняло бюджет на 2025 год и на период до 2027 года. Интересно, что в интервью для журналистов парламентарии оперируют цифрами не годовых доходов и расходов, а трёхлетних. То есть, если не уточнять, тот так и говорят: «Запланированы доходы в объёме более 1,2 трлн рублей, и расходы 1,3 трлн рублей». И только Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан – начал своё комментарий с параметров на 2025 год:
– В 2025 году доходы прогнозируются в размере 426,5 млрд рублей, расходы составят 504,9 млрд рублей. Расходы краевого бюджета по-прежнему имеют социальную направленность и обеспечивают выполнение всех принятых обязательств перед жителями края.
Неспециалисту будут интересны цифры конкретных расходов на его, неспециалиста, зарплату и благосостояние. Уже с января к зарплатам бюджетников будет добавка из краевого бюджета в 3 200 рублей. На неё будет начисляться районный коэффициент, то есть библиотекарю из Минусинска или медсестре из Ачинска к зарплате добавят 5 120 рублей, а в Дудинке и Норильске до 8 320 рублей.
Более наблюдательные красноярцы смотрят на принятый проект бюджета не столь оптимистично. Они заметили, что в краевом бюджете стремительно сокращается доля доходов от налога на прибыль предприятий. Если в текущем году по прогнозу предприятия края внесут в бюджет 154,9 млрд рублей, то в следующем, 2025 году только 147,2 млрд – уменьшение сразу на 4,8 %. Через три года будет и вовсе 133,5 млрд – минус 13,8%.Сокращение на одну седьмую.
Егор Васильев, председатель комитета по экономике и налоговой политике, считает, что ничего страшного в этом нет. По его словам, основные плательщики налога на прибыль свои производственные мощности не снижают, и в рассматриваемый период до 2027 года этого делать не намерены: "Могу опровергнуть, мы наоборот выходим из падения, если измерять производство непосредственно в тоннах, не в рублях. Наоборот, мы наращиваем мощности, и причиной тому увеличившиеся до 4 триллионов рублей инвестиционные проекты. Что касается налога на прибыль, он у нас недавно ещё был 200 миллиардов, а сейчас меньше 150 – вот и считайте – сокращение на четверть. Мы выходим из переходного периода после ликвидации КГН – консолидированных групп налогоплательщиков [то есть компании платили налоги не по месту регистрации, а по месту размещения производства, например «Норникель» зарегистрирован в Москве, а налоги платил в Красноярске, Мурманске и Чите (где расположены металлургические комбинаты – прим. ред.). И сейчас мы всё больше замещаем другими налогами ту самую гарантированную часть после завершения этого перехода. Само снижение связано в первую очередь с финансовыми результатами наших крупнейших экспортёров металлов, которые они связывают с санкционными ограничениями на торговлю производимой ими продукции."
То есть сейчас снижение бюджетных доходов от налога на прибыль сполна компенсируется примерно 10 % роста доходов от налогов на доходы физических лиц и на добычу природных ископаемых – НДФЛ (+800 млн рублей) и НДПИ (+5,7 млрд рублей). В каком-то смысле можно предположить, что предприятия снижают прибыль, увеличивая размеры зарплат и производство полезных ископаемых.
Интересно, что в предыдущие годы краевой Минфин публиковал так называемый «Путеводитель по бюджету», в котором указывалась разбивка доходов по муниципальным районам. В прошлом году там было показано двукратное падение доходов из Норильского промрайона, до 14,8%. В этом году такого «Путеводителя…» не опубликовано. Но в тексте проекта закона указывается, что «по-прежнему примерно по 40% доходов бюджета обеспечивают центральная и северная группы районов». При этом в центральной группе большинство поступлений дают предприятия, зарегистрированные в Красноярске, а в северной – предприятия Норильска, а также нефтяники (Туруханский и Таймырский районы) и золотодобытчики (Северо-Енисейский район).
«У Красноярского края достаточно сильные позиции в нефтяной отрасли, металлургии, лесном хозяйстве. Край по-прежнему занимает лидирующие позиции по основным экономическим и финансовым показателям. При этом в ближайшие годы запланирован рекордный рост инвестиций – около 4 трлн рублей за три года», – поясняет министр финансов края Владимир Бахарь.
Край по-прежнему входит в десятку крупнейших регионов России по основным бюджетным параметрам, в частности стоит на 6 месте по расходам, на 7 – по доходам. В качестве региона-донора он занимает 10 место объему средств, перечисленных в федеральный бюджет. Красноярский край опережает другие регионы СФО по средней зарплате и доходам на душу населения.
– В отраслевом разрезе бюджет сформирован с учетом тех вызовов, которые ставит время, – говорит председатель Законодательного Собрания края Алексей Додатко. Что касается изменений доходов по муниципальным образованиям, то Алексей Додатко поясняет: Минфин и депутаты не ведут статистику по муниципальным образованиям, хотя при желании цифры можно собрать по данным о конкретных плательщиках налогов в бюджет. И, уже уходя с брифинга, обернувшись отвечает на вопрос «Сибирского.Новостного»: – По прогнозам, нас ждёт неплохая конъюнктура цен на экспортные товары – нефть, цветные металлы. Кстати, у нас в крае сменился крупнейший налогоплательщик, теперь это золотодобывающий «Полюс», при таком-то росте цен на золото.
До сих пор крупнейшим налогоплательщиком был «Норникель».
Показатель | Факт 2023 год | Оценка 2024 год[1] |
| |||
Прогноз СЭР края 2025 год | Прогноз СЭР края 2026 год | Прогноз СЭР края 2027 год | ||||
Экспортная цена на российскую нефть, $/барр. | 63,0 | 70,0 | 69,7 | 66,0 | 65,5 | |
Никель, $/тонну | 21 474 | 16 800 | 17 500 | 17 500 | 17 500 | |
Медь, $/тонну | 8 478 | 9 000 | 9 500 | 10 000 | 10 500 | |
Алюминий, $/тонну | 2 250 | 2 300 | 2 400 | 2 450 | 2 450 | |
Золото, $/тр. унц. | 1 940 | 2 350 | 2 350 | 2 350 | 2 350 | |
Платина, $/тр.унц. | 965 | 940 | 940 | 950 | 950 | |
Палладий, $/тр.унц. | 1 337 | 980 | 980 | 980 | 980 | |
Курс доллара, руб./$ | 85,2 | 91,2 | 96,5 | 100,0 | 103,2 | |
ВРП, млрд руб. | 3 704,5 | 3 993,9 | 4 277,0 | 4 474,3 | 4 833,4 |
Таблица прогнозных значений для экспортных товаров Красноярского края. Источник – проект закона Красноярского края о бюджете на 2025 год.