
Накануне пятилетнего «юбилея» крупнейшей в истории Арктики экологической катастрофы появилась факты, которые свидетельствуют о том, что руководство Норильска и Норникелевской структуры АО «НТЭК» на протяжении трёх первых дней после аварии пытались снизить её масштабы и не привлекли к ликвидации достаточные силы. «Сибирский. Новостной» восстановил хронологию этих дней, по имеющимся в распоряжении редакции документам. 29 мая 2020 года в результате разгерметизации резервуара с дизельным топливом на Норильской ТЭЦ-3 произошел разлив более 21 тысяч тонн солярки.
Резервуар с топливом на ТЭЦ 3 Фото: Денис Кожевников / ТАСС
Сотрудников МЧС не пустили на территорию ТЭЦ 3
Все события, связанные с обнародованием самого факта разлива топлива, начались с пожара. Из-за утечки дизеля рядом с нефтебазой загорелся автомобиль. Вот как описывал происходящее в интервью РЕН ТВ свидетель происшествия Александр Исаев:
«Там стояла машина и горела. Близко не подпускали, потому что дорога была перекрыта. Насколько возможно, метров на 300, мы подошли. Видно было, что машина горит, пожарные разворачивают рукава. С нефтебазы минут через 20 они подали пену и приступили к тушению пожара. Солярки вокруг вроде немного было. А слева овраг есть. Там много было. Как озеро. В принципе все видели». Оценить масштаб разлива могли сотрудники МЧС, тушившие пожар, но их на территорию ТЭЦ-3 не пустили».
Сотрудники МЧС могли оценить масштаб разлива топлива Фото: TACC
Как следует из документа, подготовленного в адрес Законодательного собрания Красноярского края Главным Управлением МЧС по Красноярскому: «После ликвидации пожара начальник 7 пожарно-спасательного отряда ФПС-ГПС Главного управления МЧС России по Красноярскому краю проследовал на территорию хранилища дизельного топлива ТЭЦ-3, где находились представители ТЭЦ-3 из числа руководящего состава. При уточнении списка должностных лиц, подлежащих оповещению в случае разлива ГСМ (согласно ПЛАРН) главным инженером ТЭЦ-3 определено, что начальник 7 пожарно-спасательного отряда в нём не числится, на основании этого попросили покинуть территорию объекта, не проинформировав об объемах и причине разлива топлива»
Три дня «Норникель» и власти города не могли адекватно оценить обстановку
Информация к МЧС о разливе нефтепродуктов поступила только спустя три дня 31 мая. Всё это время руководство АО «НТЭК» (Норильская топливно-энергетическая компания, подразделение Норникеля) пыталось своими силами ликвидировать разлив 21 000 тонн дизельного топлива. Для сравнения - в аварии при крушении двух танкеров в Черном море в прошлом году в воду попало 2 400 тонн мазута, т.е. почти в 10 раз меньше. Мазут там собирают до сих пор.
Три дня «Норникель» и власти города не могли адекватно оценить обстановку Фото: РИА Новости
Как следует из доклада комиссии по расследованию происшествия, которую собрали в Законодательном собрании Красноярского края: «Вечером 29.05.2020 руководство АО «НТЭК» объявило ситуацию чрезвычайной, определив зону ЧС «В радиусе зоны резервуаров» и предприняло попытку остановить разлив дизельного топлива силами спасательной службы предприятия. В тоже время руководством компании аварийная ситуация не была воспринята как чрезвычайно-опасная. Силами подразделения Заполярного филиала «Норникеля» и АО «НТЭК» было откачано и собрано более 100 тонн (или 0,6% от объема разлива) нефтепродуктов на прилегающей территории. При этом директором АО «НТЭК» 31.05.2020 было заявлено, что ситуация на тот момент находилась под контролем, компания располагала необходимыми силами в механизации и материальными ресурсами для локализации аварии и устранения ее последствий».
Так же в отчете отмечено и бездействие властей Норильска: «…В результате расследования, проведенного Следственным комитетом Российской Федерации установлено, что в течение трех дней, с 29 по 31 мая, мэр Норильска получал информацию об аварийном разливе более 21 тыс. тонн нефтепродуктов из хранилища ТЭЦ-3 АО «НТЭК» за пределы территории промышленной площадки, но фактически игнорировал ее. Как указывается в деле, градоначальник должен был ввести режим ЧС и предотвратить дальнейшее распространение загрязнения, но своевременно не сделал этого, не организовал проведение ликвидационных работ по предотвращению загрязнения дизельным топливом грунта и акватории рек».
Ликвидация возгорания Фото: TACC
31 мая, спустя три дня после обнаружения разлива топлива (на самом деле никто не может гарантировать, что топливо не вытекало из резервуара и до пожара) впервые проходит заседание комиссии ЧС края, где вырабатываются меры ликвидации разлива, а Указом Губернатора устанавливается региональный уровень реагирования.
На четвертый день после катастрофы, начинают собирать топливо с реки Амбарная. «Норникель» вызывает на место дополнительные силы, специалистов ФГБУ «Морская спасательная служба» Минтранса России из Мурманска. Как указано в заключении комиссии Законодательного собрания края: «Сам факт привлечения специалистов из Мурманска в результате личных договоренностей (и здесь совершенно не принципиально чьих) свидетельствует о том, что у предприятия не было заранее разработанного плана действий на случай такой масштабной катастрофы».
Топливо начали собирать на четвертый день Фото: Морская спасательная служба Росморречфлота
2 июня вице-президент- операционный директор Норникеля С. Дьяченко докладывает: «Работы по локализации загрязнения выполнены, и его дальнейшего распространения не допущено».
Сотрудники «Норникеля» обходят территорию Фото: РИА Новости
Оценку заявления одного из руководителей «Норникеля» депутаты не дали, но на следующий день в ситуацию вмешивается Президент страны.
Ситуация дошла до Москвы, Путин вмешался, все заработало
3 июня Владимир Путин проводит совещание по ликвидации разлива топлива в Красноярском крае. Реплика, высказанная Президентом в адрес главы Норильско-Таймырской энергетической компании: «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?». Теперь становится понятно, почему Владимир Путин произнес эти слова. В тот же день была объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба и установлен федеральный уровень реагирования.
Итоги
Сейчас сложно спрогнозировать какие последствия были бы, если бы ЧС объявили в день аварии. По правилам пока зона не объявлена зоной ЧС, а является производственной территорией, то на ней действуют внутренние распоряжения, в том числе и свои планы по действиям в условиях аварий и ЧС. Т.е. полномасштабная операция по ликвидации последствий силами МЧС не разворачивается.
Сколько времени потребуется на восстановление, не известно Фото: нацпроектэкология.рф
Росприроднадзор оценил ущерб от аварии в 147 784 627 500 рублей. «Норникель» выплатил 146,2 млрд рублей штрафа. Сколько времени потребуется на восстановление флоры и фауны, пострадавшей в результате бездействия людей, прогнозу не поддается.
Документ, подготовленный ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю в адрес Законодательного собрания Красноярского края "О направлении информации по ликвидации последствий аварии"



Фото главное: Транснефть