Проблемы экологии Норильска можно было решить 20 лет назад и без импортных технологий

8 минут
Это утверждает бывший сотрудник «Норникеля», разрабатывавший технологии очистки промышленных газов
Проблемы экологии Норильска можно было решить 20 лет назад и без импортных технологий
Фото Марина Лысцева fotografersha.livejournal.com

В Норильске «Серная программа» по сокращению вредных выбросов могла быть внедрена два десятка лет назад, при этом обошлась бы без импортного оборудования и в пять-шесть раз дешевле. При этом в результате получали бы не гипсовые шламохранилища, как сейчас, а сырьё для закладки выработанного пространства в рудниках. Об этом проекте «Сибирскому.Новостному» рассказал один из разработчиков норильской системы очистки газов, бывший инженер «Норникеля».


Технологию очистки промышленных газов выбирали на конкурсе

Как мы уже сообщали ранее, президент и владелец «Норникеля» Владимир Потанин в апреле заявил, что намерен закрыть Медный завод в Норильске, который производит половину всей товарной меди в стране, и перенести производство в Китай. Он объяснил, что из-за санкций невозможно закупить оборудование по очистке сернистых газов и запустить «Серную программу» на Медном заводе в Норильске (такую же, как внедряют сейчас на Надеждинском металлургическом заводе), и поэтому невозможно выполнить требования государства по снижению вредных выбросов в атмосферу. Сейчас Норильск является самым «грязным» городом России. По данным Росприроднадзора, за 2022 год (более свежих данных нет) количество выбросов загрязняющих веществ в Норильске составило 1,8 млн т – это 10,5% общих выбросов по всей России.

Дым Медного завода в Норильске над озером Долгое.jpg

Очень хорошая погода в Норильске - северо-западный ветер относит сернистый газ Медного завода от центра города - на цемзавод и озеро Долгое. Фото: «Сибирский.Новостной»

Выбрасываемый металлургическими предприятиями «Норникеля» сернистый газ или диоксид серы вызывает не только першение в носоглотке и слёзы у горожан, но и кислотные дожди, которые убивают растительность в окрестностях Большого Норильска. Год назад за отсутствие плана реализации «Серной программы» на Медном заводе Потанина под камеры раскритиковал премьер-министр Михаил Мишустин, посетивший с визитом Норильск. В ответ бизнесмен пообещал представить в правительство план реализации проекта до конца 2023 года. Неизвестно, был ли предоставлен такой документ, но в итоге все закончилось апрельским заявлением о закрытии завода.

Норильск Надежда - Мишустин Потанин (руки в боки) и Котюков - фото Правительства России (2).jpg

Фото: Правительство России

Однако проблема загрязнения атмосферы и экологии Норильска окислами серы разрешима – на основе известных в мире технологий и широко применяемых более полувека, уверен один из разработчиков норильской системы очистки газов, бывший инженер «Норникеля». Он просил не указывать в публикации его имя, поэтому мы будем называть его Специалист.

20 лет назад наш собеседник лично участвовал в разработке программы и испытаниях на промышленном оборудовании по очистке от диоксида серы металлургических газов, выбрасываемых в атмосферу – вместе с группой исследователей из Горно-металлургического опытно-исследовательского центра «Норникеля».

– Тогдашний директор Заполярного филиала «Норникеля» Виктор Томенко (ныне глава Алтайского края) для решения проблемы с выбросами организовал открытый конкурс, в котором участвовали все: от жителей Норильска до всех работников Заполярного филиала. Конкурсная комиссия рассматривала абсолютно любые предложения, даже самые абсурдные. Потом на основе самых интересных предложений были образованы группы, которые и разрабатывали несколько вариантов технологических решений. Вариант нашей группы (не одного меня) был признан более эффективным и были проведены его испытания на промышленном оборудовании агломерационного и обжигового цехов, – поясняет Специалист.

 

Простая технология и пятикратная экономия средств

– Суть нашей технологии проста: известняк размалывали с водой в шаровой мельнице, через полученную пульпу пропускали газы агломерационных машин, в которых содержится диоксид серы, и ещё продували воздухом – на выходе получали гипс, в виде пульпы. Её обезвоживали, получали влажный кек, затем обжигали и на агломашине, и на трубчатой печи обжигового цеха – получали искусственный ангидрит [безводный сульфат кальция, сырьё для получения гипса – прим. ред.].

Ангидрит – это важное сырье для «Норникеля». Он используется для закладки выработанных рудников «Норникеля». Компания специально добывает его в окрестностях Норильска. Испытания совместно с горной лабораторией подтвердили полную возможность замены природного ангидрита на искусственный ангидрит. То есть на выходе получались не отходы в шламохранилище, а сырьё для приготовления закладочного бетона – на заполнение выработок в шахтах Талнаха.

– За успешную разработку и испытания технологии, победившей в конкурсе проектов на тему «Как бороться с серой» – наша группа специалистов получила премию из рук Томенко. Подчёркиваю – ничего экзотического и нового на этих испытаниях мы не предложили. В основе были широко известные процессы очистки газов от окислов серы измельченным известняком. Основной наш вклад как специалистов-металлургов состоял в максимальном использовании недорогих процессов и имеющегося в тот момент на Никелевом заводе [закрыт в 2016 году – прим. ред.] промышленного оборудования, что позволяло быстро внедрить нашу разработку, – поясняет Специалист.

Серная программа Фото Норникель Норильск 7 корпуса фабрики по улавливанию серы.jpg

Так выглядели минувшей зимой строящиеся корпуса «Серной программы» по очистке сернистых газовна Надеждинском заводе. 

– А технология, внедрённая в 2023-2024 годах на Надеждинском металлургическом заводе, где сначала производят серную кислоту, а затем из известняковой муки и серной кислоты получают пульпу гипса – по капитальным затратам как минимум в пять-шесть раз дороже, чем процесс получения пульпы гипса напрямую из отходящих металлургических газов и известняковой муки, который 20 лет назад испытывали в Норильске, – продолжает Специалист. – Причём к 2008 году наш процесс был усовершенствован, и разработана технология производства искусственного ангидрита, требующая ещё меньших капитальных затрат и меньше единиц оборудования.

В 2021 году Специалист узнал, что на комбинате стартовала «Серная программа», а стоимость её внедрения на Надеждинском заводе обойдется в 180 млрд рублей. Специалист написал письмо в «Норникель», он напомнил об уже разработанной технологии, и попросил предоставить рабочие материалы для детальной оценки, насколько его технология экономичнее, но ответа не получил. Инженер считает, что его письмо не смогло пройти через сито руководителей среднего звена, и информация не поступила на рассмотрение руководителям «Норникеля», принимающим решения.

 

Письмо президенту России

Нынешней весной, когда руководители «Норникеля» публично заявили о полной ликвидации Медного завода к 2027 году, что приведет к сокращению в России производства катодной меди в два раза, Специалист направил письмо Президенту России.

Фрагмент письма Специалиста Путину 2.jpg

Металлург сообщил Владимиру Путину, почему не надо отправлять медный концентрат в Китай, а плавить его по самой современной технологии в печах Ванюкова в Норильске.

Во-первых, проблема улавливания сернистых газов решаема на основе отработанных еще 20 лет назад технологий.

Во-вторых, для страны выгоднее сохранить металлургическое производство в стране, так как перенос производства по плану Потанина «ведет к превращению России в медный сырьевой придаток Китая». Специалист указывает, что на Медном заводе надо оставить производство рафинированного штейна или черновой меди повышенной чистоты. А уже из них на будущем предприятии «Норникеля» в Китае производить катодную медь:

– Такой вариант переноса части производства на рынки непосредственного потребления снизит в 3-8 раз инвестиции на строительство. В Китае необходимо будет построить только переделы рафинировочных печей для отливки медных анодов и производства катодной меди, а не предприятие полного цикла, с обязательной системой очистки от окислов серы всех выбросов. Производство в Китае товарной меди из российских рафинированных продуктов это «зеркальный» аналог «отвёрточной» сборки в России автомобилей из китайских узлов».

В-третьих, это позволит избежать потерь ценнейшего сырья – ведь в концентрате на каждые 300 тысяч тонн меди (аналог мощности Медного завода в Норильске) содержатся 15 тысяч тонн никеля, а также десятки и сотни тонн других стратегически важных металлов: кобальта, теллура, селена.

Фото Марина Лысцева fotografersha.livejournal.com

Медный завод пока ещё выдаёт продукцию. Фото: Марина Лысцева, fotografersha.livejournal.com

Из администрации президента его письмо направили в профильное министерство – Минпромторг, для ответа по существу. А уже оттуда пришёл очень интересный ответ. Зам. директора департамента металлургии и материалов К. А. Фёдоров сообщает, что для снятия «рисков ликвидности» на территории дружественного Китая – нашей стране России необходимо ликвидировать половину своего медного производства: весь Медный завод в Норильске, включая современную технологию плавки медного концентрата в печах Ванюкова. При этом г-н Фёдоров указал, что это «высвободит дополнительные финансовые средства на развитие добывающих и обогатительных мощностей на территории Российской Федерации». Получается, что главный куратор промышленности в России некритично относится к инициативам о закрытии стратегически важных предприятий. Это может говорить об отсутствии определенных компетенций как минимум у части сотрудников Минпромторга. Хотя известно, что спрос на элементарную продукцию из меди – проволоку, катанку и трубы быстро растёт во многих странах, включая Таиланд, Сингапур, Бразилию, Пакистан, Саудовскую Аравию (только в них живёт 550 млн человек, почти пол-Китая). А Президент России неоднократно говорил о необходимости создания и поддержки высокотехнологичных перерабатывающих производств.

Ответ Минпромторга на письмо Специалиста Путину 2.jpg


Сам Специалист считает, что это вполне обычный для чиновников ответ, и уверен, что его письмо с предложениями находится в работе где-то в глубине правительственных коридоров. И тут же делает новое технологическое предложение:

– Поскольку страной объявлена большая арктическая программа [развития опорных городов и инфраструктурного строительства], на уже существующем оборудовании можно помимо выплавки металлов делать цемент! При плавке вкрапленных руд можно производить в год более 1,1 млн тонн цемента, попутно извлекая ещё несколько тысяч тонн меди, никеля, и тонны кобальта и платины. А такой отход производства, как шлак, можно сразу превращать в цементный клинкер. Всё для этого есть. И поскольку рядом порт Дудинка, то этот цемент на всё арктическое побережье спокойно может доставлять, прямо здесь произведённый.

Но уж если медеплавильным производством в Норильске «Норникель» заниматься не хочет, то и цементным его вряд ли кто сможет заставить.

Ответ Минпромторга на письмо Специалиста Путину - благодарность.jpg

Заключительная часть ответа Минпромторга России