Если Транссиб не идёт к Барнаулу – история непростого вокзала в Сибири

Наталья Смирнова
301
4 минуты

На Алтае, лишившись выхода на Великий Транссиб, построили собственную магистраль

Если Транссиб не идёт к Барнаулу – история непростого вокзала в Сибири

«Сибирский Новостной» продолжает знакомить своего читателя с историей железнодорожных вокзалов, которые находятся в СФО. Каждый из них можно назвать «воротами города», каждый имеет свою уникальную историю. Эти вокзалы видели не только миллионы встреч и расставаний, они стали свидетелями революционных восстаний и военных мобилизаций, исторических переворотов и, конечно, перерождения собственных зданий, которые и вызывают наш интерес. Даже если они небольшие и на первый взгляд непримечательные.

Мы уже рассказывали, как с началом строительства Транссибирской магистрали, которая в начале ХХ века соединила Европейскую Россию с Дальним Востоком, вырос и обрёл прекрасные перспективы развития небольшой сибирский городок Иркутск. А маленькое поселение под названием Кривощёково за несколько десятков лет превратилось в город Новосибирск – настоящий мегаполис, который сегодня считается столицей Сибири. И всё потому, что ему повезло оказаться в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Эта близость положительным образом отразилась и на развитии инфраструктуры города Красноярска.

Но не всем городам повезло одинаково, о чём мы тоже упоминали. Томск, например, к началу строительства Великого Пути считался крупнейшим торговым центром. Но так как главный ход Транссиба обошёл его стороной, то и город оказался «на обочине» во всех смыслах. Его участь должен был разделить Барнаул, мимо которого так же прошла Транссибирская магистраль. Однако, во-первых, для нас это не повод, чтобы взять и не рассказать своему читателю историю барнаульского вокзала. А во-вторых, на Алтае придумали и построили собственную дорогу!

Собственная Алтайская железная дорога

Будущая магистраль соединит четыре больших города Фото из архива АГКМ.jpg

Будущая магистраль соединит четыре больших города / Фото: архивы АГКМ

Барнаул играл немаловажную роль в производстве и торговле Сибирского региона, и рельсовый путь ему был просто необходим. И в 1910 году было принято решение о строительстве Алтайской железной дороги длиной в 225 вёрст, которая соединит Алтай с Транссибом. Стоимость будущей ветки оценивалась в 60 миллионов рублей, а учредителем выступило частное акционерное общество. Его Устав учредил сам Николай II.

Строительство моста через Обь 1915-1916гг Фото архив ЗСЖД.jpg

Строительство моста через Обь, 1915-1916гг. / Фото: архивы ЗСЖД

Уже в 1915, несмотря на Первую Мировую войну, новая ветка соединила Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск, сделав ответвление на Бийск. В этом же году были построены железнодорожный мост через Обь и вокзал.

Первая станция в Барнауле

Строительство станции в Барнауле началось ещё в 1914 году. Но первыми железнодорожными сооружениями в городе стали водонапорные башни, созданные по проекту архитектора Ивана Фомина. Дело в том, что паровозы требовали большого количества воды. Нужна она была и для станции.

Здание старинной водонапорной башни отреставрировано и находится под охраной закона Фото staslandia.ru.jpg

Здание старинной водонапорной башни отреставрировано и находится под охраной закона / Фото: staslandia.ru

Вопрос о месторасположении самой станции обсуждался бурно, городские власти долго не могли прийти к компромиссу в этом вопросе. Но когда он наконец был решён, обратились к томскому архитектору Константину Лыгину, который предоставил проект здания из трёх двухэтажных объёмов, соединённых между собой одноэтажными переходами.

Старый вокзал в Барнауле Фото из архива АГКМ.jpg

Старый вокзал в Барнауле / Фото: архивы АГКМ

Станция Барнаул торжественно открылась 21 октября 1915 года. Рассчитана она была всего на 50 пассажиров, для того времени этого было вполне достаточно. В новом здании пассажиры не только ожидали поезда и сдавали багаж, но и отправляли телеграммы. К слову, здание сохранено до нашего времени и признано объектом культурного наследия. Старый вокзал входит в архитектурный комплекс станции город Барнаул. И вот о нём – подробнее.

Локомотивное депо занималось и миномётами

Параллельно с вокзалом в Барнауле строилось локомотивное депо веерного типа на 14 ремонтных мест. Паровозы, нуждающиеся в техобслуживании, заезжали со станционных путей на поворотный круг – он вращался и направлял машину в нужное стойло. В годы Великой Отечественной войны все железнодорожные предприятия страны вносили свой посильный вклад в Победу. Барнаульское локомотивное депо стало выпускать продукцию военного назначения – от прикладов для винтовок до миномётов. В 1960-х депо подверглось реконструкции, в 2011 его отреставрировали и перепрофилировали в музей. Немало интересных экспонатов можно увидеть и рядом с архитектурным комплексом.

Паровоз 9П239 установлен в честь 70летия основания депо в Барнауле 2018 г.jpg

Паровоз 9П–239 установлен в честь 70–летия основания депо в Барнауле, 2018 г.

Новое здание станции Барнаул

Старое здание станции Барнаул довольно быстро перестало отвечать потребностям и справляться с пассажиропотоком, прибывающим на Алтай. Однако новый вокзал был построен только в послевоенное время. А точнее – в 1958 году. Но в эксплуатацию объект не вводили ещё четыре года – выяснилось, что здание построено с множественными недоделками. В 2000-х вокзал подвергся реконструкции – там не только отремонтировали крышу и напольное покрытие, но и улучшили техническое оснащение. Кроме того, на здании появилась мемориальная табличка, которая гласит: «Здесь, на станции Барнаул, перед рабочими города и железнодорожного узла 17 декабря 1928 г. выступал А. В. Луначарский».

Обновлённое здание жд вокзала в Барнауле Фото vtourisme com.jpg

Обновлённое здание вокзала в Барнауле / Фото: vtourisme.com

Сегодня железнодорожная станция города Барнаула – самая большая в Алтайском регионе. Ежегодно вокзал отправляет и принимает около шести миллионов пассажиров.

Наталья Смирнова

Главное фото: интернет-сообщество «Барнаул22»